Главная » Статьи » Критика о творчестве Надежды Васильевой |
К проблеме чтения. Дети не читают. Такое утверждение сегодня можно слышать со стороны учителей, родителей, библиотекарей. Проблема приобщения детей к книжной культуре сегодня одна из важнейших в обществе. Дети, обучающиеся в нашей гимназии, растут в благоприятной социокультурной среде. Читали и читают их родители, поэтому есть потребность в чтении и у детей. Но изменилась мотивация. Основной мотив обращения учащихся к книге, к чтению является получение знаний. От класса к классу дети становятся прагматиками. В реалиях сегодняшнего времени человек должен вырасти сильным, твердо стоящим на ногах, иметь хорошее образование. Большая загруженность учебой, формирование избирательных и глубоких увлечений и интересов привели к изменениям в досуговом чтении. На досуговое чтение времени остается очень мало. Читают в свободное время детективы, фантастику и приключения. Связано это с тем, что на прилавках магазинов много таких книг и большую роль играет телевидение. Буквально с рождения дети смотрят все фильмы и передачи для взрослых. Там мы видим драки, убийства, насилие, уход от реальной жизни. Отсюда и желание детей читать триллеры, страшилки. К сожалению, жизнь, окружающая действительность не всегда «изобилует» уроками высокой нравственности. То, что читают современные дети и подростки сегодня, во многом определит завтрашний день нашего общества. Генрих Манн говорил: «Сегодняшние книги являются завтрашними поступками». Книга будит эмоции. Читая книгу, ребенок радуется, переживает, удивляется, сострадает, и все это – эмоции, они нужны. Если нет положительных «зарядов», легко пойдут в ход и отрицательные. Как непросто добиться взаимопонимания, общаясь с современными подростками на уроках литературы! Поэтому, чтобы прийти хотя бы к частичному единению душ, необходимо думать не только об объеме знаний, но и об объеме нравственных представлений. И если с изучением каждой темы связан один из крупных нравственных уроков, и если таких уроков много, то ученики невольно начинают размышлять над ними и ставить перед собой бесконечные вопросы, желая во что бы то ни стало найти на них ответ и в художественном произведении, и в самой жизни. Сегодня под напором все возрастающего отрицания вечных нравственных ценностей, пренебрежении подрастающего поколения к чтению классической литературы мы, школьные учителя-словесники, чувствуем себя беспомощными слепцами, потерявшими тропинку, по которой надо идти. И появляется чувство тревоги не столько за себя, сколько за своих учеников, которых ведем за собой. Как же быть? Что можно считать самым важным моментом в школьном преподавании словесности? Великая русская литература первым правилом всегда ставила искренность. И только потом можно говорить о содержании, о том, насколько глубоки и верны те или иные ответы, насколько они противоречивы. Именно поэтому учитель-словесник призван воспитывать своих учеников только на высоком, а самое главное в нелегком деле приобщения к прекрасному литературному наследию – это настрой души. И если его нет, то никогда не проснется в юном сердце сострадание, боль, любовь, никогда не состоится настоящий человек, настоящий читатель. Чтобы возродить былую славу России как самой читающей страны, нужно развивать традиции семейного чтения. Ведь именно в семье можно научить ребенка любить книгу с раннего детства. От того, часто ли дети видят дома родителей с книгой в руках, тоже зависит формирование мотива к чтению. Идея с привлечением к читательской аудитории родителей в нашей гимназии очень актуальна. И, несомненно, роль генератора играет наш библиотекарь – Власова Лидия Михайловна, человек, влюбленный в свое дело, настоящий профессионал. Именно она открывает двери гимназии для замечательно творческих людей – для писателей. Для моих восьмиклассников и их родителей творческие встречи с Васильевой Надеждой Борисовной стали жизненными уроками доброты, искренности и любви. Живое общение с автором, обсуждение произведения, дарственные надписи на книгах – все это создавало ту атмосферу, без которой урок был бы не таким ярким. На материале книг Надежды Борисовны можно выстроить, развить и укрепить взаимоотношения взрослых и детей в семье. Литературные сюжеты, герои с их характерами и судьбами, с разными конфликтами и способами их разрешения – это приращение жизненного опыта, это развитие психологической зоркости и чуткости, в частности, и к самим родителям. Именно такие книги нужны сегодняшнему подростку. Они учат любви, терпению, мудрости и доброте, они способны исцелить человеческую душу, привести к гармонии и взаимопониманию. Слова Надежды Борисовны согревают наши сердца: …Мечта окрыляет, Вера придает силу, Надежда ведет к свету, Радость лечит душу, А сотворенное человеком Добро Возвращается к нему с любовью. ( Н. Васильева) г. Петрозаводска | |
Просмотров: 864 | |