Главная » Статьи » Критика о творчестве Надежды Васильевой |
"Кто же развеет тьму?" Сегодня, когда Россия стоит на перепутье дорог, когда в обществе «раздора много, а любви негусто», когда процветает коммерческая антикультура, требуется решительный поворот к нравственности, утверждающей первостепенную важность личной морали и личной ответственности. Они живут в глубине души человека, в эмоциональной сфере его сознания и растут по мере получения жизненных уроков, какие преподносят ему взаимоотношения с другими людьми. На рост духовной культуры человека, больше чем его непосредственный опыт, влияет искусство, особенно искусство слова – художественная литература, отражающая жизнь в образах и оказывающая на читателя воздействие через воображение и чувства. Не давая готовых рецептов обретения нравственной культуры, литература силой художественных образов развивает в читателе способность наблюдать, сравнивать, оценивать поведение человека, его отношение к людям, учит вглядываться в жизнь, вдумываться в сложность характеров и обстоятельств, сопереживать другим и включать читаемое в контекст собственной жизни. Но облагораживающее действие на человека способны оказывать только полноценные литературные произведения, силой образов захватывающие душу, погружающие в чужую жизнь как в свою. К таким произведениям с полным правом я отношу повесть Надежды Васильевой «Когда ангелы поют». Название повести «Когда ангелы поют» напомнило мне недавно вышедшую в Москве для старших школьников книгу Марины Аромштам «Когда отдыхают ангелы». С точки зрения писательницы ангелы отдыхают тогда, когда у людей все хорошо и нет необходимости им помогать. В книге Надежды Васильевой ангелы не отдыхают, а поют, и поют именно в тот момент, когда «среди разорванных туч жизни, вдруг засияет радуга» – душа очищается, за суетой быта открывается сущность бытия, сила Веры, Любви и Надежды. Когда происходит переосмысление жизненных ориентиров, и со всей остротой встает перед человеком вопрос «Зачем ему жизнь дана?» Повесть «Когда ангелы поют» открывает читателю путь от мрака к свету. На этом пути каждый должен вытоптать свою дорожку. Точкой отсчета на этом пути является семья. Именно здесь, в этой клеточке общества скрещиваются все позитивы и негативы реальной жизни, здесь борются между собой созидательные и разрушительные, центробежные и центростремительные силы. Как деятельность врача начинается с изучения клетки живого организма, и по её состоянию он судит о патологии или здоровье человека в целом, так действует и автор данной книги. Её позиция и её подход к жизни основан на традициях русской гуманистической литературы. Читая повесть Васильевой, невольно встают в памяти произведения Валентина Распутина, Федора Абрамова, Альберта Лиханова, рассказы о детстве Виктора Астафьева. Сейчас о семье у нас говорят и пишут много, особенно об её кризисе. И чаще всего в орбиту внимания попадают семьи социально неблагополучные: пьющие родители, брошенные дети, агрессивные взаимоотношения, суицидные настроения. В повести Васильевой ничего этого нет. Перед нами две нормальные, морально здоровые семьи, с любящими детей родителями, стремящиеся их духовно развивать. Мать и отец в обеих семьях, как мы узнаем, были примерами полного взаимопонимания. На начало повести в одной глава семьи мать вдова, в другой – вдовый отец . Оба профессиональные педагоги, оба души не чают в своих детях, и больше всего озабочены «как вырастить их, чтобы Создатель был доволен». Казалось бы, в таких семьях детям расти – только радоваться, и родителям, глядя на них – тоже. Но червоточина раздора завелась и в этих интеллигентных семьях, проникла в самую сердцевину. В одном случае она внесла раздор между братьями, младшим и старшим, и их матерью, в другом - между отцом и дочерью. В обоих случаях родители оказались под пятой у детей эгоистов. И чем гуманнее проявлялось к ним отношение со стороны взрослых, тем наглее вели себя дети, тянущие, как говорят, одеяло на себя, лишающие родителей свободы, диктующую им свою волю. Разрушительные силы взяли перевес в обеих семьях. В семье эколога Наташи, тёмное начало олицетворяет старший сын Геннадий, который «не просыхал», наезжал на младшего брата, материл мать, что-то звериное проявлялось в нем. «Его распирала такая злость хоть головой об стенку». Никаких разговоров о высших материях он не принимал. Перед наглостью сына мать была бессильна. В семье преподавателя университета Александра измывается над отцом больная дочь Татьяна, не давая ему шагу ступить без её согласия. Оба – мать в одной семье, отец – в другой, живут под диктовку детей: «Туда не ходи! Этого не делай! С тем не общайся!» Дети надели узду на души родителей. С логической точки зрения такой парадокс отношений объяснить нельзя. Ситуацию можно объяснить, только выйдя на другой уровень объяснения. Дети в обеих семьях, как и во множестве других, - дети времён перестройки, вызвавшей небывалый рост потребительских отношений и индивидуализма. Это поколение часто называют «потерянным». Главная героиня повести Наташа и автор склонны объяснять этот парадокс наличием «Тонкой материи», где действуют как светлые, так и тёмные силы. В повести показано, что разлад в семье – это главным образом проекция разлада в общественном устройстве. В этом плане повесть «Когда ангелы поют» при всей её гуманистической традиционности, характерной для классической русской литературы, очень современна. Эта современность видна не только в атрибутах быта: Интернет, файлы, новые читаемые книги. Она видна в разрушении традиционных ценностей, происходящей в сегодняшней России, в разрыве семейных уз, в той фразе, которую произносит кто-то на материнском сайте: «Жить нечем…» Современность видна в навязывании простым людям чуждого их культуре образа жизни. Она проявилась во взглядах людей, где видна «одна суета», в примерах бьющего в глаза беззаконья, и в том, что верх берут «толстосумы» и те, кто хитрее и коварнее. Человек наших дней, как говорит Васильева, обложен красными флажками как волк в загоне, когда обращение в суд стоит больших денег, когда идёт захват земель, озёр и лесов, когда на страже захваченной собственности стоят беспощадные и тупые охранники. Всё это тот фон, на котором развёртываются в повести семейные драмы. Может ли семья нормально существовать и развиваться в условиях, когда во все щели дует, а заткнуть нечем? И вот когда в этих условиях сквозь чёрную толщу асфальта пробиваются ростки человечности, вот тогда и поют ангелы. Они поют, когда созидательная сила человеческой доброты и любви оказываются сильнее погибели. Повод для пения ангелам даёт и созерцание человеком природы северного края, её неброской красоты, когда душа человека на природе, словно побывает в церкви - энергетически очищается и восходит к высоким чувствам и философским мыслям. И тогда поют ангелы, когда приходят светлые воспоминания из раннего детства, когда Генка прижимался к маминой груди и они оба замирая, слушали это пение. Воспоминания оттаивали озлобленное сердце парня, и мать, которой он дерзил и которую оскорблял, представлялась ему в воспоминаниях святой. В этих отрадных воспоминаниях воскрешается душа Генки: от воспоминаний этих на душе становилось так тепло и уютно, «будто на дедовой лежанке погрелся». Мне как человеку из библиотечного мира, бросилась в глаза одна особенность книги Васильевой – её наполненность другими книгами и фактами их прочтения. В ход развития сюжетных коллизий повести вклинивается то Блок, то Обломов, то Гоголь с его «Вием», то книга Бархоленко «Светило малое для освещения ночи», то прочтение с экрана письма матери декабриста Кондратия Рылеева (файл «Муки матери»). Это читает Наташа, раскрывая перед нами в чтении богатство своего внутреннего мира, а вместе с её чтением обнажается и душа самого автора этой повести. Читаем: «Воображение рисовало картины тех давних событий так чётко и детально, будто сидела она не у компьютера, а у телевизора, по которому шёл захватывающий фильм. И уже не мать декабриста Рылеева, а сама она была главным действующим лицом». Каждый, кто изучает психологию чтения, не пройдёт мимо и следующей реакции читающей матери: «Сопереживание достигало такой силы, что она оказывалась в энергетическом поле того человека, образ которого запечатлевался в сознании, и невольно проживала временной отрезок чужой жизни». Эта способность жить чужой жизнью, откликаться сердцем на боль и страдания других людей, проявляемая человеком в чтении, по отношению к вымышленным героям, переносится и на реальных людей. Мы видим, как меняется взаимоотношение Наташи с собственным сыном Генкой. Она понимает, что пословица «Против лома нет приема, если нет другого лома», не для нее. Кажущаяся в начале повести безысходность семейных отношений, построенных на любви вперемешку с ненавистью, к концу повести сменяется другой тональностью. В Генкиной жизни появляется Любовь. Она перевернула его отношение к миру, к брату, к матери. Она защитила семью от разрушения, породнила её с другой семьей, близкой по духу. Нотки оптимизма появляются в повести, кода дверь из замкнутого круга Наташиной семьи открылась наружу и впустила в неё других людей. Этими другими стали преподаватель истории и философии Александр и его дочь Татьяна. А через них и участие Наташи в организации «Родная земля», выступившей против распродажи земель чужим людям. Страницы повести, посвящённые Международной конференции по экологии, где люди с трудом сдерживали зевоту, читаются на одном дыхании. Александр и Наташа убедились, что люди соскучились по живому слову и живому делу. Как неинтересно и скучно было слушать им казённые, формальные доклады начальства, как задевало за живое высказывание: «Чтобы вы не говорили, чтобы не писали – повернуть реку вспять не сможете». От этих слов веяло безнадежностью. Но как оживились люди надеждой, когда слово взяли сначала Александр, потом Наташа. Зал замер, слушая о творящемся на их земле беззаконии, а потом рукоплескал стоя. И не случайно Александру вспомнилась мудрая пионерская речёвка: «Если я гореть не буду, если ты гореть не будешь, если мы гореть не будем, кто ж тогда развеет тьму?». Тьму развеют сами люди, с их энергетикой мысли и дела, но не по одиночке, замкнутые в своих семьях в страхе перед силой, а все вместе в гражданском противостоянии, когда каждый в ответе за себя и за другого понесёт в мир гуманность и стремление отстоять от посягательств Родную землю. «Ты только прости меня, ма…» говорит Генка, защитивший ценой своей жизни свою мать от бандитов. И вот «в домах открываются ставни. Обостренный слух улавливает пение, призрачное, высокое многоголосье. Слов не разобрать. Но мелодия знакома. И осеняет внезапная догадка: так ведь это ангелы поют». Так заканчивается повесть. Это значит, что среди разорванных туч где-то засияла радуга. 10.03.2012 Тихомирова Ирина Ивановна, доцент кафедры литературы и детского чтения СПбГУКИ, кандидат педагогических наук. | |
Просмотров: 1507 | |