MENU
Главная » Статьи » Критика о творчестве Надежды Васильевой

И.И. Тихомирова о повести «Когда ангелы поют»

"Кто же развеет тьму?"

      Сегодня, когда Россия стоит на перепутье дорог, когда  в обществе «раздора много, а любви негусто», когда процветает коммерческая антикультура, требуется решительный поворот к нравственности, утверждающей первостепенную важность личной морали и личной ответственности.  Они живут в глубине души человека, в эмоциональной сфере его сознания и  растут по мере получения жизненных уроков, какие преподносят  ему взаимоотношения с другими людьми.  На  рост духовной культуры человека, больше чем  его непосредственный опыт, влияет искусство, особенно искусство слова – художественная литература, отражающая жизнь в образах и оказывающая  на читателя воздействие  через  воображение и чувства. Не давая готовых рецептов обретения нравственной культуры, литература силой художественных образов развивает в читателе способность наблюдать, сравнивать, оценивать поведение человека, его отношение к людям, учит вглядываться в жизнь, вдумываться в сложность характеров и обстоятельств, сопереживать другим и включать читаемое в контекст собственной жизни. Но облагораживающее действие  на человека  способны  оказывать только полноценные литературные произведения,  силой  образов захватывающие душу, погружающие в чужую жизнь как в свою. К таким произведениям с полным правом  я отношу повесть Надежды Васильевой «Когда ангелы поют».

Название повести «Когда  ангелы поют» напомнило мне недавно вышедшую  в Москве для старших школьников  книгу Марины Аромштам «Когда отдыхают ангелы».  С точки зрения писательницы ангелы отдыхают тогда, когда у  людей все хорошо и нет необходимости им помогать. В книге Надежды Васильевой  ангелы не отдыхают, а поют, и поют именно в тот момент, когда   «среди разорванных  туч  жизни, вдруг засияет радуга» – душа очищается, за суетой быта открывается сущность бытия, сила Веры, Любви и Надежды. Когда происходит переосмысление жизненных ориентиров, и со всей остротой встает перед человеком вопрос «Зачем ему жизнь дана?»

Повесть «Когда  ангелы поют» открывает  читателю путь от мрака к свету. На этом пути каждый должен  вытоптать свою дорожку.  Точкой отсчета на этом пути является семья. Именно здесь, в этой клеточке общества скрещиваются все позитивы и негативы реальной жизни, здесь борются между собой созидательные и разрушительные, центробежные и центростремительные силы. Как  деятельность врача начинается с изучения клетки живого организма, и по её состоянию он судит о патологии или здоровье человека в целом, так  действует и автор данной книги. Её позиция  и её подход к жизни основан на традициях  русской гуманистической  литературы. Читая повесть Васильевой, невольно встают в памяти произведения Валентина Распутина, Федора Абрамова, Альберта Лиханова,  рассказы о детстве Виктора Астафьева.

Сейчас о семье у нас говорят  и пишут много, особенно об её кризисе. И чаще всего в орбиту внимания попадают семьи социально неблагополучные: пьющие родители, брошенные дети, агрессивные взаимоотношения, суицидные настроения. В  повести  Васильевой ничего этого нет. Перед нами две нормальные, морально здоровые семьи, с любящими  детей родителями, стремящиеся их духовно развивать. Мать и отец в обеих семьях, как мы узнаем, были примерами  полного взаимопонимания. На начало повести в одной глава семьи мать вдова, в другой –  вдовый отец . Оба профессиональные педагоги, оба души не чают в своих детях, и больше всего озабочены «как вырастить их, чтобы Создатель был доволен». Казалось бы, в таких семьях детям расти – только радоваться, и родителям, глядя на них – тоже. Но червоточина раздора завелась и в этих интеллигентных  семьях, проникла в самую сердцевину. В одном случае  она внесла раздор между братьями, младшим и старшим,  и их матерью, в другом - между отцом и дочерью. В обоих случаях родители оказались под пятой  у детей эгоистов. И чем гуманнее проявлялось к ним отношение со стороны взрослых, тем наглее вели себя дети, тянущие, как говорят, одеяло на себя, лишающие родителей свободы, диктующую им свою волю. Разрушительные силы взяли перевес в обеих семьях. В семье эколога Наташи, тёмное начало олицетворяет старший сын Геннадий, который «не просыхал», наезжал на младшего брата, материл мать, что-то звериное проявлялось в нем. «Его распирала такая злость  хоть головой об стенку». Никаких разговоров о высших материях он не принимал. Перед наглостью сына мать была бессильна.  В семье преподавателя университета Александра  измывается над отцом больная дочь Татьяна, не давая ему шагу ступить без её согласия. Оба – мать в одной семье, отец – в другой, живут под диктовку детей: «Туда не ходи! Этого не делай! С тем не общайся!» Дети надели узду на души родителей. С логической точки зрения такой парадокс  отношений объяснить нельзя. Ситуацию можно объяснить, только выйдя на другой  уровень объяснения. Дети в  обеих семьях, как и во множестве других, - дети  времён перестройки, вызвавшей  небывалый  рост потребительских отношений и  индивидуализма. Это поколение часто называют «потерянным». Главная героиня повести Наташа и автор склонны объяснять этот парадокс наличием «Тонкой материи», где действуют как светлые, так и тёмные силы.

В повести показано, что разлад в семье – это  главным образом проекция разлада в общественном устройстве.  В этом плане повесть  «Когда  ангелы поют» при всей её гуманистической традиционности, характерной для  классической русской литературы, очень современна. Эта современность видна не только в атрибутах быта: Интернет, файлы, новые читаемые книги. Она видна в разрушении традиционных ценностей, происходящей в сегодняшней  России, в разрыве семейных уз, в той фразе, которую произносит  кто-то на материнском  сайте: «Жить нечем…»

 Современность видна в навязывании  простым людям чуждого их культуре образа жизни. Она проявилась  во взглядах людей, где видна «одна суета»,  в примерах бьющего в глаза беззаконья, и в том, что верх берут  «толстосумы» и те,  кто хитрее и коварнее. Человек наших дней, как говорит Васильева,  обложен красными флажками как волк в загоне, когда обращение в суд стоит больших денег, когда идёт захват земель, озёр и лесов, когда на страже захваченной собственности стоят беспощадные и тупые охранники. Всё это тот фон, на котором развёртываются  в повести семейные драмы. Может ли семья нормально  существовать и развиваться в условиях, когда во все щели дует, а заткнуть нечем?  И вот когда в этих условиях  сквозь  чёрную толщу  асфальта пробиваются ростки  человечности, вот тогда и поют ангелы. Они поют, когда созидательная сила человеческой доброты и любви  оказываются  сильнее погибели.  Повод  для пения ангелам даёт и созерцание человеком природы северного края, её неброской  красоты, когда душа человека  на природе, словно побывает  в церкви - энергетически очищается  и восходит к высоким  чувствам и философским мыслям. И тогда поют ангелы, когда приходят светлые воспоминания из раннего детства, когда Генка прижимался  к маминой груди и они оба  замирая, слушали это пение.  Воспоминания оттаивали  озлобленное сердце  парня,  и мать, которой он дерзил и которую  оскорблял, представлялась ему в воспоминаниях святой. В этих отрадных воспоминаниях воскрешается душа Генки: от воспоминаний этих на душе становилось так тепло и уютно, «будто на дедовой лежанке погрелся».

Мне как человеку из  библиотечного мира, бросилась в глаза одна особенность книги Васильевой – её наполненность другими книгами и фактами их прочтения. В  ход развития сюжетных коллизий  повести вклинивается то  Блок, то Обломов, то Гоголь с его «Вием»,  то книга Бархоленко «Светило малое для освещения ночи», то прочтение с экрана письма матери  декабриста Кондратия Рылеева (файл «Муки матери»).  Это читает Наташа,  раскрывая перед нами в чтении  богатство своего  внутреннего мира, а вместе с её чтением  обнажается  и душа самого автора этой повести. Читаем: «Воображение рисовало картины тех давних событий так чётко и детально, будто сидела она не у компьютера, а у телевизора, по которому шёл захватывающий фильм. И уже не мать декабриста Рылеева, а сама она была главным действующим лицом». Каждый, кто изучает психологию чтения, не пройдёт мимо и  следующей реакции  читающей матери: «Сопереживание достигало такой силы, что она оказывалась в энергетическом поле того человека, образ которого запечатлевался  в сознании, и невольно проживала временной отрезок чужой жизни». Эта способность жить чужой жизнью, откликаться сердцем на боль и  страдания других людей, проявляемая  человеком в чтении,  по отношению к вымышленным героям, переносится и на реальных людей. Мы видим, как  меняется  взаимоотношение  Наташи с собственным сыном Генкой.  Она понимает, что  пословица «Против лома нет приема, если нет другого лома»,  не для нее.

Кажущаяся  в начале повести безысходность  семейных отношений, построенных на  любви  вперемешку с ненавистью, к концу повести сменяется другой тональностью. В Генкиной  жизни появляется  Любовь. Она  перевернула его отношение к миру, к брату, к матери. Она защитила  семью от разрушения, породнила её с другой семьей, близкой по духу. Нотки оптимизма появляются в повести, кода дверь из замкнутого круга Наташиной семьи открылась наружу и впустила в неё других людей. Этими другими стали  преподаватель истории  и философии Александр и его дочь Татьяна. А через них и участие  Наташи в организации «Родная земля», выступившей против распродажи земель чужим людям. Страницы повести, посвящённые Международной конференции  по экологии, где люди с трудом сдерживали зевоту, читаются на одном дыхании. Александр и Наташа убедились, что  люди соскучились по живому слову  и живому делу.  Как неинтересно и скучно было слушать им казённые, формальные доклады начальства, как задевало за живое  высказывание: «Чтобы вы не говорили, чтобы не писали – повернуть реку вспять не сможете». От  этих слов веяло безнадежностью. Но как оживились люди надеждой, когда слово взяли сначала Александр, потом Наташа.  Зал замер, слушая о творящемся на их земле беззаконии, а потом рукоплескал стоя. И  не случайно  Александру вспомнилась мудрая пионерская речёвка:  «Если я гореть не буду, если ты гореть не будешь, если мы гореть не будем, кто ж тогда развеет тьму?». Тьму развеют сами люди, с их энергетикой  мысли и дела, но не по одиночке,  замкнутые в своих семьях  в страхе перед силой, а все вместе в гражданском противостоянии,  когда каждый в ответе за  себя и за другого  понесёт в мир гуманность и  стремление отстоять от посягательств  Родную землю. «Ты только прости меня, ма…» говорит Генка, защитивший ценой своей жизни свою мать от бандитов. И вот «в домах открываются ставни. Обостренный слух улавливает пение, призрачное, высокое многоголосье. Слов не разобрать. Но мелодия знакома. И осеняет внезапная догадка: так ведь это ангелы поют».  Так заканчивается повесть. Это значит, что среди  разорванных туч  где-то  засияла радуга.

 

10.03.2012

Тихомирова Ирина Ивановна,

доцент кафедры литературы и  детского чтения СПбГУКИ,

кандидат педагогических наук.

Категория: Критика о творчестве Надежды Васильевой | Добавил: NBV (11.03.2012)
Просмотров: 1507 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]