MENU
Главная » Статьи » Публикации статей Надежды Васильевой в СМИ

Статья "Открытый урок"


       Вспоминаю своё детство: обсуждать прочитанные книги, просмотренные фильмы - было делом обычным. Всякая новая информация, которой, надо заметить, мы были не избалованы, тщательно «пережёвывалась» и взрослыми, и детьми, что очень объединяло всех членов семьи. Любимой радиопередачей была «Театр у микрофона». В эти вечерние воскресные часы все дружно занимались каким-то делом: отец чинил сети, мама – вязала, мы с сестрой – вышивали, ловко оперируя пяльцами. Сегодня же люди просто «утопают» в штормовом информационном потоке. И глотают всё, что попадает в рот с экранов телевизора, видео, компьютера. Как вернуть добрую традицию семейного чтения в нашу суетную жизнь, в которой, очень часто, не хватает времени даже на бытовое общение, не говоря уже о высоко-духовных беседах? Над этим ломают головы в первую очередь педагоги и библиотекари, а потом уже методисты соответствующих министерств и ведомств. Чиновники, как всегда, оправдываются отсутствием отпущенных на это из бюджета денежных средств. Из чего становится понятным, что «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». А, может, это и правильно? Ведь всё живое и истинное произрастает снизу вверх, а не наоборот.

Как руководитель одного из представительств Союза российских писателей, постоянно говорю своим «собратьям по перу», что задача писателя не только в том, чтобы «подпитав» себя духовной силой, в художественной форме высказать миру то, что наболело в неравнодушной душе. Необходимо найти средства на издание книги, поскольку из бюджета денег на книгоиздание с каждым годом выделяется всё меньше и меньше. «Приказали долго жить» республиканские литературные конкурсы, на которые была хоть какая-то надежда. Но если и возобновится их деятельность, тем писателям, кто когда-то выигрывал в них, рассчитывать больше не на что. Их рукописи снимаются с конкурса без рассмотрения, без объяснения причин. Остаётся догадываться: «Сколько можно выигрывать?!». Понимаем. Писателей в республике много, а финансовую поддержку получают 2-3 индивидуальные рукописи. Начинаем собирать «с миру по нитке»... Скудной пенсии едва хватает свести концы с концами. Закон о творческих Союзах не вышел до сих пор. Писательский труд в серьёзный расчет не берётся: на трудовой стаж не влияет, никакими льготами не обременён. (Если бы шваброй махали – другое дело, а книжки писать – баловство одно!). Но даже тогда, когда нужная сумма на скромную книжицу с чёрно-белыми рисунками  «наскреблена», и «новорожденное» издание у тебя в руках, успокаиваться рано. Книгу ещё нужно донести до читателя. Книжные магазины накручивают такие проценты на издательскую стоимость книги, что никакой надежды на быструю реализацию тиража у регионального автора не остаётся. Книга эта годами будет пылиться где-нибудь на верхней полке книжного магазина, никого не прельщая тоненьким безликим корешком. А рядом будут кичиться цветными глянцевыми обложками «гламурные» издания раскрученных столичных авторов.

Сколько Круглых столов собиралось на эту тему: как помочь выжить региональной литературе? Но, как в той басне: «а воз и ныне там». Продавцам книжных магазинов всё равно, какой продавать товар. Лишь бы выручка шла. И зачем им суетиться, писать какую-то информацию о новинках местных авторах,  о новых именах... Реклама местной литературы – не их удел. Рынок - есть рынок. Никаких иных установок не получают.

У периферийного писателя единственный выход – самому идти к своему читателю. Дело это трудное и не всегда благодарное. Творческие встречи проводятся бесплатно. Да и поотвыкли люди от них. А писателю  и до места встречи добраться – порой проблема. Большинство писателей живут на очень скудные пенсионные пособия. Правда, уходят со встреч с большими букетами цветов. Это приятно. И всё же, нет-нет да и раздастся чей-то тихий горький вздох: «Эх, если бы эти цветы можно было бы ещё и есть!». Книги, которые приносим с собой в сумках, расходятся по-разному:  где-то - «на взлёт», если о писателе хоть что-то уже слышали, а иной раз на вопрос учителя: «Кто читал книги такого-то автора?» - гробовое молчание в ответ. И тут, понимая ситуацию, сами дарим книги библиотеке. Но капля, как говорится, камень долбит. Шаг за шагом, встреча за встречей, дело двигается. В конце выступления непременно рассказываем о новых книгах своих коллег и даём библиотекарям их координаты, чтобы тонкая ниточка добрых контактов не оборвалась, чтобы наши школьники не задавали учителям удивлённого вопроса: «А что писатели ещё живы?». Живы!!!  Среди писателей нашего сообщества нет таких, кто бы отказался от приглашения выступить в школе. Это святое!

И формы работы разнообразные: от презентаций новых книг до обсуждения ещё неизданных рукописей, которые высылаются в школы по электронной почте.

Хотелось бы рассказать об одном, очень добром эксперименте, который проводится в одной из школ Петрозаводска, (в гимназии № 30), на протяжении нескольких лет. Меня, как автора произведений для детей, приглашают на открытые литературные уроки, которые проводятся совместно с родителями. Парты в классе расставляются вдоль стен классной комнаты. Получается что-то вроде Круглого стола, чтобы можно было всем участникам лучше видеть и слышать друг друга. Сначала родителей приходило не много, и в основном мамы. Но с каждым годом число их всё увеличивалось. Следили за происходящим на необычном открытом уроке с интересом. То, как умело, профессионально и эмоционально вёл разговор учитель, уже само по себе завораживало. Надо заметить, что очень часто учителя-филологи умеют высветить такие тонкие детали, так глубоко погрузиться в сюжет и так высоко поднять психологическую проблему разного рода взаимоотношений, что остаётся только диву даваться. Ведь не располагают никакими критическими материалами. Ни для кого не секрет, что критика сегодня почти бездействует. Честно говоря, я не перечитываю своих произведений, и порой некоторые мысли, на которые обращает внимание учеников филолог, приятно удивляют. Словно встречаешься с добрыми знакомыми, которых не видел десятки лет. А теперь представьте, какой аналитический урок преподносится родителям, которые, в рабочей суете и загруженности домашними проблемами, тоже уже почти разучились размышлять над художественными произведениями, фильмами, пьесами…

На первом таком мероприятии (ребята тогда были ещё только в шестом классе) обсуждался рассказ «Полынья». Учащимся даже был показан художественный фильм «Полынья», снятый восьмиклассниками средней общеобразовательной школы одного из посёлков Карелии. По инициативе учителя филолога, ученики сами написали киносценарий по этому рассказу, произвели съёмку художественного фильма у себя в посёлке Эссойла. (События сюжета рассказа как раз разворачиваются в сельской местности). Когда меня пригласили на презентацию фильма, и я своими глазами увидела то, что сотворили дети, долго из-за слёз не могла произнести ни слова. И это были слёзы радости за наше подрастающее поколение, талантливое и сопереживающее, за наших педагогов, бескорыстных и влюблённых в своё дело, понимающих, как много зависит от того, сможем ли мы достучаться до души каждого ребёнка. Уверена, что вполне уместно использовать этот фильм для работы в других школах, тем более что рассказ завоевал II место на международном литературном фестивале «Русский стиль» (Германия, 2009г) в номинации «Проза для детей» и  вошёл в антологию русской детской литературы Карелии «Я вам утро подарю» (2009г). Кстати, несколько слов об этой замечательной, на мой взгляд, антологии, составителями которой являются доктор филологических наук, профессор С.М. Лойтер и известный в Карелии поэт, председатель Карельского Союза писателей М.В. Тарасов. Антология была издана при финансовой поддержке Министерства культуры и по связям с общественностью РК и была презентована Министерством культуры муниципальным библиотекам республики. К великому сожалению, антология не попала ни в одну школьную библиотеку. Книга просто необходима школам и учителям, которые должны вводить региональный компонент в учебный процесс.

Вернёмся в гимназию № 30. Взрослели ребята, и вместе с ними взрослели темы изучаемых произведений. В седьмом классе разговор шёл о первой части повести «По прозвищу Гуманоид…». Проблема сложных взаимоотношений деда, отца и внука. Те мудрости, которые передал Митьке его дед, ребята, после обсуждения каждого эпизода,  даже выписывали в тетрадь.

По поводу философской сказки «Сказ об эльфийской принцессе», скажу честно, немного тревожилась. Будет ли она интересна восьмиклассникам? Полагала, что произведение рассчитано на возраст 9-12 лет. Но когда услышала высказывания ребят и их многочисленные вопросы по этому произведению, успокоилась. Сказка, действительно, была написана не для развлечения и не для того, чтобы обратить внимание на необычные способности главного героя, о которых он и сам не знал, а для того, чтобы показать детям, как трудно быть не таким, как все, чтобы они стали более чутки и добрее друг к другу.

Совместную работу детей и родителей по обсуждению художественных произведений, подхватили и другие учителя этой школы. Дружба со школой крепла. И вот уже философскую сказку обсуждают в пятом классе, и тоже вместе с родителями. Подход к обсуждению психологических моментов и философских вопросов совсем иной. Смотрю, слушаю и поражаюсь! Ощущение можно сравнить с просмотром классического спектакля, поставленного в разных театрах, разными режиссёрами,  в которых участвуют разные актёрские труппы.

И учителей, и библиотекаря, и меня, конечно же, в первую очередь, интересовало мнение родителей о таких мероприятиях. Положительных откликов было много, приведу высказывание одной из мам: « Честно говоря, я не ожидала увидеть такой высокий уровень подготовки наших детей к уроку. Сколько было вложено стараний в рисунки и поделки на тему этой сказки. А когда дети начали рассказывать о своих впечатлениях, чувствах и переживаниях, которые они испытывали во время чтения книги – у меня слёзы наворачивались на глаза. Оказывается, мы мало знаем наших детей! Нам кажется, что они ещё не достаточно понимают какие-то серьёзные и глубокие вещи, думают поверхностно. Но это совсем не так. Они всё тонко понимают, умеют видеть суть вещей и понимать истину. Самое главное, они не боятся говорить о своих чувствах, умеют развивать свою мысль и доказывать свою правоту. Как бы хотелось, чтобы подобные уроки проходили чаще!»

В четвёртом классе этой же гимназии обсуждалась рукопись моей ещё не изданной книги. Сюрприз, какой преподнесли  ребята в конце встречи, в полном смысле шокировал. С помощью родителей и учителя дети «издали» мою новую книгу, в шикарном переплёте, с рисунками, на прекрасной бумаге, с потрясающей обложкой и добрыми откликами на память. И что тут ещё скажешь?!! Контакты с учителями начальных классов особенно радуют.

Во время творческих встреч со школьниками часто задаю им такие вопросы: «Что даёт нам чтение? Почему полезно читать книги?». Сразу чувствую, вопросы эти не новы. Ответы получаю исчерпывающие: «Из книг мы узнаём много нового, о других эпохах и странах», «Читая книги, мы учимся многому из опыта других людей», «Чтение помогает нам развивать фантазию и воображение», «Чтение помогает нам лучше знать свой родной язык, расширяет наш запас слов», «Чтение учит состраданию». Но это, скорее всего, заученные фразы, которые осознаются детьми не в полной мере. На практике дело обстоит сложнее. Не всегда, прочитав книгу, ребёнок может понять происходящее, не всегда может расставить верные акценты, многие вопросы, возникшие после прочтения произведения, остаются без ответа. Вот почему так важно проводить обсуждение прочитанного, что развивает мыслительный процесс, способствует формированию правильного мировоззрения юного читателя, да и самой его речи. К тому же, как известно,  всегда легче учиться на чужих примерах. У многих детей болезненное самолюбие, и они  воспринимают критические замечания с обидой. И тут художественное произведение может стать добрым «подспорьем» учителю и родителям. Ребенок с удовольствием будет говорить о недостатках книжного героя, получая урок без критики и назидания. При обсуждении могут выявляться разные точки зрения. И здесь можно поучиться мастерству доброй дискуссии. Очень часто чтение, как лакмусовая бумажка, определяет состояние внутреннего мира школьника, в который ещё можно внести коррективы.

А как приятно было наблюдать за взрослением ребят. Поражал не только их физический рост (за год ребята, конечно же, заметно вырастали), не только серьёзность взгляда, сдержанность манер, поражала сама развитость речи, зрелость их суждений.

     Сегодня у наших детей потеряны всякие ориентиры на истоптанном вдоль и поперёк поле художественного жанра. О том, что движет интересом к чтению сегодня, очень верно заметила филолог гимназии № 30  Г.А. Панова. «Основной мотив обращения учащихся к книге, к чтению, является получение знаний. От класса к классу дети становятся прагматиками. В реалиях сегодняшнего времени человек должен вырасти сильным, твердо стоящим на ногах, иметь хорошее образование. Большая загруженность учебой, формирование избирательных и глубоких увлечений и интересов привели к изменениям в досуговом чтении. На досуговое чтение времени остается очень мало. Читают в свободное время, в основном, детективы, фантастику и приключения. Связано это с тем, что на прилавках магазинов много таких книг и большую роль играет телевидение. Буквально с рождения дети смотрят все фильмы и передачи для взрослых. Там мы видим драки, убийства, насилие, уход от реальной жизни. Отсюда и желание детей читать триллеры, страшилки. К сожалению, жизнь, окружающая действительность не всегда «изобилует» уроками высокой нравственности. То, что читают современные дети и подростки сегодня, во многом определит завтрашний день нашего общества. Генрих Манн говорил: «Сегодняшние книги являются завтрашними поступками». Сегодня так непросто добиться взаимопонимания, общаясь с современными подростками на уроках литературы! Поэтому, чтобы прийти хотя бы к частичному единению душ, необходимо думать не только об объеме знаний, но и об объеме нравственных представлений. Сегодня под напором все возрастающего отрицания вечных нравственных ценностей, пренебрежении подрастающего поколения к чтению классической литературы мы, школьные учителя-словесники, чувствуем себя беспомощными слепцами, потерявшими тропинку, по которой надо идти. И появляется чувство тревоги не столько за себя, сколько за своих учеников, которых ведем за собой. Как же быть? Что можно считать самым важным моментом в школьном преподавании словесности? Великая русская литература первым правилом всегда ставила искренность. И только потом можно говорить о содержании, о том, насколько глубоки и верны те или иные ответы, насколько они противоречивы. Именно поэтому учитель-словесник призван воспитывать своих учеников только на высоком. И самым главным в нелегком деле приобщения к прекрасному литературному наследию является настрой души. Если его нет, то никогда не проснется в юном сердце сострадание, боль, любовь, никогда не состоится настоящий человек, настоящий читатель. Чтобы возродить былую славу России, как самой читающей страны, нужно развивать традиции семейного чтения. Ведь именно в семье можно научить ребенка любить книгу с раннего детства. От того, часто ли дети видят дома родителей с книгой в руках, тоже зависит формирование мотива к чтению. Сегодня так нужны книги, которые учат любви, терпению, мудрости и доброте. Такие книги, которые способны исцелить человеческую душу, привести к гармонии и взаимопониманию».

        Сегодня, когда общество обсуждает проект грядущей реформы в системе образования, боль и тревога преподавателей словесности понятна. Родной язык и литература, это те предметы, которые развивают наше духовное начало. Вдруг и они окажутся предметами «на выбор»?

А ведь магия слова способна открыть в душе человека невероятные силы. Лишь сопереживание воспитывает душу человека, развивает его внутренний мир. За каждой строчкой произведения виден внутренний мир автора, его мироощущение, его жизненная позиция. И ответственность на детском писателе в этом смысле огромная. Если юный читатель принимает произведение, и оно ему нравится, то автор – его незримый друг и единомышленник. Через каждую строчку произведения он будет впитывать в себя внутренний мир автора, его мировоззрение, его опыт. Не зря бытует поговорка: «Скажи, какие книги ты читаешь, и я скажу, кто ты».

          Хотелось бы остановиться ещё вот на каком важном моменте, так называемом «человеческом факторе», который играет в любом деле главенствующую роль. Связующим звеном между писателем и филологом является школьный библиотекарь, который следит за новинками в литературе, приобретает (чего греха таить)  в очень скудный школьный книжный фонд нужные книги, держит связь с писателями. Педагог по своей изначальной профессии, с немалым опытом работы в школе, а сегодня пишущий в том числе и для детей, я откликаюсь на все приглашения школьных библиотекарей. Но во второй раз иду только туда, где чувствую живую заинтересованность школьного библиотекаря в сотрудничестве, желание работать в этом направлении, и не «галочки ради», когда чувствую готовность помочь писателю войти в добрый контакт с учителями и юными читателями. Выступать перед аудиторией – труд не из лёгких, требует огромных физических, душевных и духовных сил. К тому же, не к чести чиновников будет сказано, (и об этом я уже говорила в начале статьи), этот интеллектуальный труд сегодня никем и никак не оплачивается. А ведь писатели, к большому сожалению, святым духом питать себя ещё не научились. И хорошо, когда все эти душевные затраты компенсируются радушием библиотекарей и учителей, их хорошей подготовкой к творческим встречам.

     Мой низкий поклон благодарности за высокий профессионализм, бескорыстие и душевную устремлённость учителям гимназии № 30 города Петрозаводска, школьному библиотекарю этой гимназии Л.М. Власовой, человеку энергичному, деятельному, с большим и чутким сердцем, обладающему бесценным даром проникновения чувственным словом в детские души, и редким даром объединения людей разного возраста на решение очень важных для общества задач. Душевная благодарность школьным библиотекарям и учителям других школ республики да и  всей нашей большой России, всем тем, кто не исчерпал запас духовных сил «сеять разумное, доброе, вечное»!

               

                               Надежда Васильева, писатель,

                               Председатель Карельского представительства

                               Союза российских писателей.              

Статья опубликована в журнале "Библиотечное дело" № 12, стр. 29-33 (2011 год) и в зарубежной газете "Писатель и мир"  №3, Латвия, (2011 год). 


Категория: Публикации статей Надежды Васильевой в СМИ | Добавил: NBV (24.01.2012)
Просмотров: 1226 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]