MENU
Главная » Статьи » Публикации статей Надежды Васильевой в СМИ

Статья "Школа чтения"

         Написать письмо побудила книга "Школа чтения: опыт, теории, размышления". Составитель хрестоматии доцент кафедры Петербургского Университета культуры и искусств Ираида Ивановна Тихомирова, с которой я имела счастье познакомиться в марте этого года во время своей командировки в Мурманскую область по приглашению Областной Мурманской детско-юношеской библиотеки. Сам факт приглашения на Неделю детской книги писателей и ученых из других регионов делает большую честь как библиотеке, так и Комитету по культуре Мурманской области.  Сегодня писатели даже соседних регионов настолько разобщены, что не знают ни имен, ни творчества друг друга. Являясь членом Международного Совета в Литературном Центре Баренц-региона (ЛЦБ, г. Оверкаликс), со всею ответственностью могу высказать парадоксальную мысль, что с коллегами из Мурманска и Архангельска последние годы встречались только в Швеции, и только через ЛЦБ кое-что узнавали о творчестве "собратьев по перу”. (Что касается других регионов страны, эту больную тему лучше пока в этой статье вообще не затрагивать). Так что низкий поклон мурманчанам за их добрую инициативу, за то, что сделали первыми шаг навстречу объединению пишущих людей хотя бы из соседних регионов.

                   Проблема отсутствия интереса к чтению  волнует сегодня очень многих и обсуждается в нашей стране на всех уровнях довольно широко. Я не ставлю целью найти какой-то новый ракурс в этом обсуждении, а хочу высказать свои субъективные соображения практического плана, взгляд периферийного писателя на эту ситуацию.

                Написать письмо побудила книга "Школа чтения: опыт, теории, размышления". Составитель хрестоматии доцент кафедры Петербургского Университета культуры и искусств Ираида Ивановна Тихомирова, с которой я имела счастье познакомиться в марте этого года во время своей командировки в Мурманскую область по приглашению Областной Мурманской детско-юношеской библиотеки. Сам факт приглашения на Неделю детской книги писателей и ученых из других регионов делает большую честь как библиотеке, так и Комитету по культуре Мурманской области.  Сегодня писатели даже соседних регионов настолько разобщены, что не знают ни имен, ни творчества друг друга. Являясь членом Международного Совета в Литературном Центре Баренц-региона (ЛЦБ, г. Оверкаликс), со всею ответственностью могу высказать парадоксальную мысль, что с коллегами из Мурманска и Архангельска последние годы встречались только в Швеции, и только через ЛЦБ кое-что узнавали о творчестве "собратьев по перу”. (Что касается других регионов страны, эту больную тему лучше пока в этой статье вообще не затрагивать). Так что низкий поклон мурманчанам за их добрую инициативу, за то, что сделали первыми шаг навстречу объединению пишущих людей хотя бы из соседних регионов.

              Знакомство с Ираидой Ивановной Тихомировой (Петербург) и писателем из Архангельска Валерием Чубаром доставило много приятных моментов. Валерий Чубар произвел сильное впечатление своими очень глубокими стихами и пронзительной, на мой взгляд, повестью для юношества "Вместе весело шагать, или Мы стоим за гаражами”", опубликованной в журнале "Двина" №1, 2007г.  Что касается Ираиды Ивановны, то она просто потрясла своим удивительным даром общения. Не часто встретишь человека, так располагающего к искреннему, доверительному и  глубокому разговору. Книга "Школа чтения..." была подарена мне с её трогательной надписью. Как я и предполагала, хрестоматия  сразу прижилась на моём рабочем столе. Её не хотелось откладывать в сторону. Материал книги концентрированный и потому читать его бегло никак нельзя. Он хорошо усваивается лишь небольшими порциями, с той обязательной регулярностью чтения, которая подобна  приёму лекарства, рекомендованного мудрым целителем. Читала книгу с карандашом в руках, чтобы чётче фиксировать для себя наиболее востребованные для работы абзацы. Упиваясь единомыслием с авторами статей сборника, сожалела об одном:  уж больно маленький тираж для нашей огромной страны! А книга эта по праву могла бы стать настольной, и не только для библиотекарей, учителей и родителей, как указывается в предисловии, но и, в первую очередь, для уже пишущих и начинающих писателей, которым необходимо осознать  величие миссии художественной литературы, ее истинных целей и задач.

          Материал, собранный в этой книге, ещё раз подтвердил очень важную мысль, которая не дает покоя уже долгое время:  современным писателям следует помнить о том, что сегодня более важным является не вопрос "Как писать?”, а  "Что мы сеем своим Словом в души человеческие?”, "Что несём миру? Какой опыт? Какие знания?”.  Ответственность каждого, кто владеет Словом, перед Богом очень велика. Читая хрестоматию, не только прочувствовала великую силу единомыслия, но и нашла яркие и убедительные примеры для серьезного разговора с теми, кто приносит на прочтение свои первые рукописи.

            Что касается современной литературы, в ней, на мой взгляд, появились очень опасные тенденции. Одну из них я бы назвала "словоблудием”. Абзац на целый лист, а у читателя в голове не вырисовывается ни одной картинки. Вроде и слова русские, сочетаются и звучат красиво, а воображения не вызывают и, значит,  в душе никакого следа не оставляют, потому что через сердце автора не пропущены. Происходит такое как в поэзии, так и в прозе.    

       Другая настораживающая особенность: отдельные фразы воспринимаются, отдельные детали вырисовываются, язычок автора  "набит и отточен", (правда с душком пошлости!), и вроде как в каком-то литературном даровании отказать нельзя, а спроси читателя, о чём эти 270 страниц - не ответит. Такая особенность, на мой взгляд, страшнее графомании. Произведение графомана хоть читать не будешь, а здесь автор явно злоупотребляет вниманием и временем читателя. И если бы только это! Но ведь присутствует ещё и эффект 25 кадра! Целенаправленно, мелкими дозами, отравляется сознание читателя. Не любишь? Не принимаешь пошлости? Ничего! Дочитаешь до конца - привыкнешь! Примешь! Привыкли же к пошлости некоторых программ телевидения. Смотрим и уже не возмущаемся. (Молчим и запиваем чаем!) Духовно зрелый человек такое, конечно, читать не будет. А подростки? Наша молодёжь? Интересно ведь! И "жаргончик” понятный, знакомый. И уровень не притязательный. Думать не надо. В голове всё равно ничего надолго не останется. Глотай да глотай!

          И третья, самая опасная тенденция, - когда маститый и очень талантливый писатель описывает довольно мрачные события, не оставляя никакого просвета, никакой надежды на торжество Света, Любви и Добра. Главные герои, если даже они вырисовываются как положительные, непременно чинят самосуд, что, по глубокому убеждению этих авторов, является единственно правильным и возможным выходом из прописанной ситуации. Ни для кого сегодня не секрет, что мыслительная энергия обладает огромной силой. Созданные нами самими же программы жестоко карают нас в будущей реальной жизни. Мрачные мысли, мерзкие образы довлеют над сознанием людей, гасят радость, притягивают эти жуткие ситуации. Вот цитата из весьма откровенного высказывания Н.А. Бердяева, приведенная в книге "Школа чтения…”: "С детства я много читал романов и драм < >, и это лишь укрепляло мое чувство пребывания в своем особом мире. Герои великих литературных произведений казались мне более реальными, чем окружающие люди”. Сегодня так необходимо учить наше подрастающее поколение мыслить светло и чисто. Но где взять примеры?!

Иногда мы упрекаем юных читателей в том, что они не помнят имен авторов произведений. Но (!!!)  зато дети помнят образы героев произведений, они живут в их душах, как добрые друзья. Мне, как автору, было бы куда приятнее, если бы дети помнили моего "Митьку – Гуманоида”, (получившего свое прозвище в наследство от деда вместе с  крепким духовным стержнем), чем факт запоминания детьми моей широко распространенной фамилии – Васильева. (Умышленно не беру себе никакого литературного псевдонима). По своей изначальной профессии я - учитель. В школе работала довольно долго, около семнадцати лет, и уж потом  занялась литературной деятельностью. Сейчас пишу  рассказы, повести, пьесы для детей, подростков, юношества, взрослых. Много выступаю перед библиотекарями, учителями, старшеклассниками, не только в городских школах, но и в районных центрах республики, а также и в более мелких поселениях. Вижу, как "изголодались” люди по живому слову, контакту, общению. И особенно в наших сельских глубинках. Выступления эти бесплатные, что вызывает много острых дебатов и даже осуждения в писательской среде. Мнения на этот счёт бытуют разные. Одни писатели являются ярыми противниками такого "народничества”, мол, писателям нужно заставить себя уважать. Другие, к коим отношу и себя,  понимают: пока мы бьёмся за это "уважение”, то есть за достойную оплату своего труда, пройдут годы, десятилетия, которые углубят ту пропасть, что образовалась между писателем и читателем. Для чего тогда писать? Кому нужно будет наше творчество? Да и не пробиться будет нам, писателям, живущим на скромные пенсионные пособия, к своему читателю сквозь весь этот шквал  назойливых реклам и пестроту  ярких обложек. К большому сожалению, книжные магазины не выполняют  сегодня своей главной функции. Накидывая по сорок процентов на издательскую стоимость книг, работники торговли не прилагают никаких усилий для продвижения книг к читателю. А ведь формы работы могут быть разными: творческие встречи с писателями, небольшая информация по содержанию новой книги, газетный обзор книжных новинок, устный экскурс для заинтересованных покупателей. Но, видно, все эти  формы работы уже из области фантастики. И потому другого пути у писателя, кроме как самому идти к своему читателю, у нас сегодня нет. И бороться нужно за каждую детскую душу.

И здесь мне хотелось бы рассказать краткую историю "судьбы” моей книги для подростков и юношества "Под созвездием Кассиопея”. (Не ради продвижения собственной книги! Не претендую я ни на какую исключительность  или  выдающийся талант!) Дефицит подростковой литературы всем известен. Может быть, поэтому с рукописью  произведений этой книги учителя в школах работали задолго до выхода ее в свет. В поддержку издания этих произведений выступили библиотекари, учителя - филологи и даже депутаты местных Советов республики. Писались письма поддержки, собирались "круглые столы”. Рукопись получила бюджетное финансирование, пройдя республиканский конкурс, получила Диплом  "Лучшая книга года -2004”, приз и Диплом читательских симпатий, Почётную грамоту  Всероссийского конкурса книгоиздателей АСКИ за большой вклад в духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения и Почетную Грамоту Главы Правительства Республики Карелия. Всё это сыграло свою роль. Книга была переиздана издательством "Карелия” дополнительным тиражом и сейчас активно используется учителями школ в программе "региональный компонент”. И всё это, я повторяю, благодаря доброй оценке и  огромным усилиям библиотекарей республиканских, городских, районных, школьных библиотек и учителей - филологов, которым я сегодня низко кланяюсь за их бескорыстный, самозабвенный труд, за их мужество сделать свой независимый выбор и довести дело до победного конца. И если сегодня мы научимся  подавать свой голос, заявлять о своих желаниях, нуждах и потребностях, нас перестанут кормить "отравой замедленного действия”.  Трудно сделать только первый шаг, трудно поверить в себя, в свои силы и возможности. Обращаюсь к работникам библиотек: поддерживайте своих местных авторов. В глубинках много талантливых писателей, которым не пробиться в столичные журналы. Они нуждаются в вашей помощи и поддержке!

          И ещё позвольте коснуться одной очень деликатной темы. До сих пор не могу простить себе того, что, прочитав книгу Авигеи Бархоленко (Вологда) "Светило малое для освещения ночи" (издательство "ЭКСМО", 2002г) не взялась за перо, не написала отклика. Произведение настолько потрясло своей необычностью, взволновало важностью вложенной в художественную форму философской информации и ярким писательским талантом незнакомого мне автора, что все мои собственные слова  вдруг потеряли свою значимость. (Эта книга, на ту пору, была недосягаемого для моего анализа уровня!) Объяснение этому состоянию опять же нашла в хрестоматии, в замечательной статье М.Ф. Нечкиной  "Функция художественного образа в историческом процессе". И многое сразу стало понятным. "Но вы просите отзыва о новой книге. А читатель не может назвать словами, охарактеризовать всё, вызванное в его душе волшебством писателя”. И здесь очень удачно приводятся слова Тютчева:

                               "Как сердцу высказать себя?

                                Другому как понять тебя?

                                Поймёт ли он, чем ты живёшь?

                                Мысль изречённая есть ложь”.

        Конечно, читательские отклики очень важны, и для поддержки авторского вдохновения, и для книгоиздания, и для продвижения к читателю доброй книги, но не каждый рядовой читатель, в том числе и писатель, способен сделать глубокий анализ произведения. А потому молчание наших критиков сегодня очень тревожит. Хотя у них есть на то свои резонные причины. Однако это уже другой разговор.

                После переиздания книги "Под созвездием Кассиопея" во время одного из выступлений перед школьными библиотекарями, пообещала откликнуться на все приглашения и провести творческие встречи по прочитанным произведениям. Пообещала и стала "заложницей” своего слова. Приглашений было около шестидесяти. Встречи проходили очень живо. Школьники инсценировали отдельные эпизоды из повестей, создавали компьютерные презентации, проводили конкурсы выразительного чтения полюбившихся отрывков,  обсуждались поступки героев, сюжетные линии, философские мысли, прозвучавшие в произведении. Вопросы задавались тоже довольно интересные. Некоторые из них даже хочется привести в качестве примера:

1)       Во сколько лет Вы начали писать?

2)       Помните ли Вы свой самый первый рассказ?

3)       Где Вы находите сюжеты для своих произведений?

4)       Как относятся прототипы Ваших героев к вашему творчеству? Узнают ли они себя? Как на это реагируют?

5)       Бывает ли так, что сюжеты своих произведений Вы видите во сне?

6)       Кому Вы даёте на прочтение свои черновые рукописи?

7)       Кто обнаружил у вас литературные дарования?

8)       Трудно ли придумываются названия произведений?

9)       Кому из писателей Вы хотели бы подражать?

10)    Какое из своих произведение для Вас самое любимое?

11)    Как Вы относитесь к критическим замечаниям?

12)    Какая книга была любимой в детстве?

       Ответить на все эти вопросы открыто, искренне, как того требуют чистые детские глаза, нелегко. А спрятаться за ширму лукавого этикета – значит, потерять интерес и доверие детей. Потому выбираю "путь тернистый”. Отвечаю  "как на Духу”!

           Особенно сложно (как бы это странно ни звучало!) ответить на последний вопрос. Моя мама в пору моего раннего детства работала в книжном магазине, книги прошли через всю мою жизнь. Мне действительно трудно отдать предпочтение какой-либо из них. Каждая западала в душу очень ярко и создавала вокруг особый мир: увлекательный, непознанный, манящий. Казалось, этот мир существует где-то рядом, за горизонтом моего взгляда. Мама  много читала нам вслух. И хоть образование у неё (в то послевоенное время) было всего семь классов, Богом она была щедро наделена ярким артистическим дарованием. Всё, что рассказывалось ею, всасывалось моей впечатлительной душой, как чернила школьной промокашкой. Поэтому, наверное, по сей день, я ценю роль семейного чтения так высоко. На второе место ставлю роль библиотекаря. Чуткий,  любящий своё дело библиотекарь осторожной рекомендацией и добрым разговором с ребёнком после прочтения книги может дать толчок высокому полёту мысли, фантазии, воображения. Роли учителя-филолога отвожу третье место исключительно по причине большой наполняемости наших классов. Когда личность учителя заразительно яркая, чистая, увлечённая своим делом, то не требуется больших усилий, чтобы повернуть школьника лицом к книге. Результат будет налицо. И таких учителей у нас, к счастью, еще много. Так что не все потеряно! И если на помощь библиотекарям и учителям придут писатели, то эту неблагоприятную на сегодняшний день ситуацию с чтением, несомненно, можно будет изменить в лучшую сторону. Готовясь к разговору со школьниками, в свою записную книжку теперь буду выписывать интересные факты и аргументы в поддержку чтения из этой хрестоматии. Конечно же, абстрактные разговоры о роли чтения не могут дать того, что могут дать конкретные примеры. Кстати, хотелось бы ещё особо подчеркнуть гармоничное и целостное композиционное содержание сборника. Читательские откровения, впечатления сегодняшних читателей, размышления на эту тему великих людей, являющихся гордостью нашей национальной культуры, "вопросы к размышлению”, перечень самых любимых и влиятельных книг детства... -  все это, вкупе, заставляет серьезно задуматься о той роли, какую сыграло чтение в жизни каждого из нас. Чтение, как лакмусовая бумажка, определяет состояние внутреннего мира читателя. Принять или отторгнуть ту или иную книгу -  право каждого читателя. Принимается то, что близко по уровню вибраций собственной души. Отторгается то, что не понятно либо противоречит твоей природной сути.

"Литература гигантски расширяет жизненный опыт человека - позволяет ему прожить множество жизней в одну жизнь, побывать в разных эпохах и странах, попробовать себя в тысячах героев, продумать поведение тысяч и тысяч людей", "Дополнять” несказанное – это и есть творчество читателя”.  (Из той же статьи М.В. Нечкиной "Функция художественного образа в историческом процессе"). И сразу почему - то вспомнилась творческая встреча в одной из сельских школ, где старшеклассники по предложению школьного библиотекаря, дописывали концовку моего рассказа "Мишка - Подсолнух", копируя авторский языковой стиль. И  что интересно, все сочинения заканчивались очень светло и оптимистично. Значит, детской душе, как уже говорилось выше, прежде всего, нужна надежда. И хоть Мишка - Подсолнух - трудный подросток, и жизнь его полна нелегких испытаний, но школьники очень чутко уловили состояние души главного героя рассказа, скрытое под напускной  грубостью и  жестокостью.  

А ещё потрясло при чтении хрестоматии высказывание H.A. Рубакина. "Читатель не должен останавливать свою мысль на изучении и оценке только самого произведения - он должен перейти от него к изучению и оценке автора". Фраза эта заставила по-новому взглянуть на собственное творчество. Действительно, за каждой строчкой произведения незримо вырисовывается образ автора, его взгляды, его внутренний мир. Так каким же видит меня мой читатель? Какими вибрациями откликается на прочитанное его душа? Если бы каждый писатель задал себе эти нехитрые вопросы, мы не имели бы сегодня мрачных, пессимистичных книг, которые повергают читателя во мрак и депрессию.  А ведь писатель несет ответственность за состояние Духа читателя, который читает его произведения. Учитель, библиотекарь несёт ответственность за то, какую литературу он предлагает детям.  И не зря говорят, что длинна жизнь той книги, после прочтения которой, за спиной у читателя вырастают крылья. И опять же надо отдать должное нашим филологам и библиотекарям, которые, в сегодняшних нелёгких условиях, успешно справляются с этой задачей, расставляя в хаосе книжного рынка маячки ориентиров. Материальное состояние библиотек и библиотечных фондов оставляют желать лучшего. Но многие библиотекари хорошо усвоили мудрую поговорку: "Если не можешь иметь лучшее, сделай лучшее из того, что ты имеешь”. И делают! И создают! И творят чудеса! Я побывала во многих библиотеках Карелии, Мурманской области, общалась со многими работниками и могу сказать одно: наша культура держится на их плечах. И плечи их сильны. Эти бескорыстные люди на своих (очень часто скромных!) рабочих местах создают настоящие храмы для читающей души. И потому полностью разделяю мнение составителя сборника Ираиды Ивановны Тихомировой, высказанное в предисловии : "Я горячо верю в силу чтения, в ее духовную составляющую, и надеюсь, что в этой вере я не одинока. Если мы хотим возродить культурное величие России, нам надо обратиться к своим корням".

       Уважаемая Ираида Ивановна! Хочется надеяться, что эта бесценная по своему содержанию книга будет переиздана, причем с крупным, легко читаемым шрифтом. А Вам – низкий поклон за веру в силу чтения,  за очень полезную, своевременную хрестоматию, за светлый, добрый взгляд на жизнь!

                         Надежда Васильева,

                         Председатель Карельского представительства

                         Союза российских писателей (г. Петрозаводск).

Категория: Публикации статей Надежды Васильевой в СМИ | Добавил: NBV (24.01.2012)
Просмотров: 983 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]