MENU
Главная » Статьи » Интервью с автором в СМИ

Интервью Юрия Мишина

Интервью с писателем

                            Как рождаются книжки и их герои

         Расписание встреч в дневнике петрозаводской писательницы Надежды Васильевой сплошь из записей типа: «встреча в школе», «выезд в сельскую школу», «беседа в детской библиотеке». Школьники, подростки – главные герои большинства ее рассказов и повестей. Поэтому и главные читатели – они же. Надежда Борисовна не просто интересуется, понравился или нет ее очередной рассказ. Она старается развернуто отвечать на вопросы ребят, всегда спрашивает их мнение о написанном.

      Юрий Мишин, девятиклассник школы №9 г. Петрозаводска, прочитал все последние книги Надежды Васильевой и решил задать свои читательские вопросы профессиональной писательнице.


Актрисы не получилось…

      - Надежда Борисовна, как Вы стали писательницей? Когда пришло это желание - писать? О чем был первый рассказ?

    - В детстве мечтала стать актрисой.  Но отец категорически воспротивился: «У нас в роду учителя. Что это за профессия – актриса?»  Это правда - все мои тети учительствовали. В семье уважительно относились к труду педагогов.

       Но на мое решение о выборе профессии повлияла окончательно  одна из моих учительниц. Она преподавала английский язык. Яркая личность, великолепные знания, великолепная методика. Поэтому я поступила на факультет иностранных языков и закончила его, затем работала в Пудожской школе  добрых семнадцать лет.

     К писательству подтолкнула педагогическая деятельность. Мои ученики, большие и маленькие, часто подходили поговорить, советовались, как поступить, например, в конфликтной ситуации с другом. Проблемы у ребят случаются и в отношениях  с учителями, с родителями, во дворе. Школьная жизнь дает очень много сюжетов, чтоб писать рассказы, книги.

        Я начала писать рассказы, чтобы… помочь детям. Мне думается, что, читая, человек приобретает не только знания или получает удовольствие от хорошего языка, интересного сюжета. В книге можно найти много советов, подсказок, как лучше поступать в жизни.

         Первый рассказ назывался «Совсем взрослый человек». О мальчике 6-7 лет, который готовится пойти в школу, и у него случается трагедия в день его рождения. Один из подвыпивших  гостей приезжает к ним на дачу на моторке и нечаянно убивает выводок утят, за которыми мальчик следил всё лето. Взрослые веселятся и празднуют день рождения, а маленький именинник горько плачет, закрывшись от взрослых в своей комнате.

      Самые первые рассказики не вошли в книги. Они печатались в пудожской районной газете, журналах. Рассказ «Боженый» напечатал журнал «Кипиня» на финском языке.

       Первая повесть «Белое крыльцо» о детском доме. Мама долгое время работала в детском доме, и написана она в память мамы. Она умерла очень рано - в 55 лет. Повесть эту можно найти в сборнике рассказов «Судите сами»

       Первый серьезный рассказ назывался «Полынья».  Он и трагическом событии – гибели мальчика, который потонул. Его друзья, свидетели происшествия, по-разному ведут себя в этой истории. Но каждый в этом рассказе, переживая трагедию, одновременно взрослеет.


 Лик улыбается и плачет…

        - Повесть «Под  созвездием «Кассиопеи» написана по реальным событиям? Правда ли, что вышитый на гроте лик женщины мог выдавать какие-то эмоции?

         - Хотелось написать яркую повесть, с элементами мистики и фантастики, впечатляющую. Чтоб сделать ее интересной для подростков, я использовала такой образ - вышитый на гроте лик мифической царицы Кассиопеи. Этот образ позволил связать сюжет, ведь в книге ведется повествование от пяти лиц. Все они наблюдают за Кассиопеей. Главные события, основа, взяты из реальной жизни. Но снова сделаю уточнение - я никогда, в том числе и в повести «Под созвездием «Кассиопея», не называю конкретных имен. В художественном произведении автор как бы переплавляет при помощи творческого воображения, литературных приемов то, что он узнал и прочувствовал в жизни. 

     - Повесть «По прозвищу Гуманоид…» обращает на себя внимание сначала необычным названием. Когда начинаешь читать, то сразу понимаешь – героев этой повести хочется понять самому, узнать, как у них все сложиться в жизни. Как родилась идея повести, были ли реальные прототипы героев?

          - Митька, главный герой, получился из… разных ребят.

         Болгарские зарисовки в повести – это реальность, и друг мальчика-героя повести тоже конкретное лицо. Но нельзя сказать, что был один мальчик прототип.

    Образ деда тоже собирательный. Я размышляла, какой нужен мальчишке дед, чтоб у них сложились особые отношения, дружба? В этот образ вошли черты характера, поведения моего дедушки, моего отца, моего мужа. Ото всех понемногу.

         Еще я размышляла о том, что обычно принято говорить о хороших бабушках. А нужны и хороши дедушки! Один из своих рассказов («Жили-были») я посвятила Спиридонову Ивану Спиридоновичу.  Его можно прочитать в сборнике рассказов «Живой души потемки». Это о моем дедушке. А о бабушке – в рассказе «Две копейки, три копейки – пятачок». Этот рассказ войдет в антологию Союза российских писателей, которая готовится к выходу в этом году в Москве.

        Я не планировала писать продолжение «По прозвищу Гуманоид…» Но на творческих встречах с читателями ребята спрашивали, что дальше будет с Митей? Каким он станет? Что будет с его семьей, дедушкой?  Я пообещала рассказать продолжение. Вот почему появилась вторая часть повести. В ней Митька уже взрослый, заканчивает одиннадцатый класс. Он сталкивается с новыми испытаниями, которые по плечу взрослому человеку. Во что же выльется воспитание деда? Почему Митю тоже начинают называть Гуманоидом?

      Для писателя очень важны оценки его творчества. Вторая часть «Гуманоида» была представлена к участию в конкурсе «Добрая лира» («Премия педагогического признания», Санкт-Петербург) и получила диплом второй степени как произведение, написанное в духе традиций отечественной литературы. В конкурсе принимали участие писатели из Канады, Германии, Израиля, стран СНГ.


 О чем болит душа в деревне

         - Одна из самых известных Ваших повестей тоже с интересным названием и интересными героями – «Етишкина жизнь!..»  Будет ли у нее продолжение?

      - У «Етишкиной жизни…» интересная судьба. Сначала была одна часть – «Зима». Мне очень хотелось рассказать про одну из наших вымирающих деревень и о том, как не просто живут в деревне люди. Первую часть, как  законченный рассказ, напечатал журнал «Север» в 2000 году. А потом в этой деревне стали происходить такие события, что не писать о них было нельзя. Получились еще три части. Написать продолжение повести просили неоднократно. Но это уже лишнее, перетирание. Мне кажется, что я полностью раскрыла характеры героев, сказала всё то важное, о чём хотелось рассказать. 

        К продолжениями или ремейками надо очень осторожно относиться. Часто случается, что автор уже высказался, как говорится, выжал соки, и снова пытается «эксплуатировать» своих героев. А у произведения уже нет той новизны, оно не вызывает ярких эмоций, былого читательского восторга.

     - Как по Вашему, какой возраст подходит для чтения «Етишкиной жизни!..»? Я первый раз читал повесть, когда мне было 14 лет, и не очень ее понимал. Сейчас перечитывал - совсем другие впечатления.

         - Я полагаю, что ребята в 10-11 классов могут понять и разобраться в событиях «Етишкиной жизни!..». Увы, наши дети в разном возрасте видят пьянство, грубость, семейные скандалы. В 15-16 лет они понимают, к чему ведет жизнь, в которой нет стремления к духовности, нет уважения и любви к ближним.

        В 2007 году по «Етишкиной жизни!..»  был поставлен спектакль. Петрозаводские артисты показали его в районах республики 46 раз в рамках проекта «О чем болит душа».  Зрительские отклики, в том числе старшеклассников, мы записывали на магнитофон.  Например, были такие: «Деревенские дети рано все начинают понимать. Для старшеклассников такие спектакли нужны, чтоб они вдумывались в то, какую жизнь выбирать». «Городские жители должны знать, как живет село, что происходит в деревне».

     После одного из спектаклей в Лахденпохском районе девочки плакали. Они мне сказали: «Почему думают, что жизнь только в городах? Чем в деревне не жизнь? Как будто там не люди!». Одна девушка-одиннадцатиклассница после спектакля сказала: «Вы назвали не всех действующих лиц. В ваших произведениях везде невидимо присутствует Бог».

           Мудрые у нас есть дети в своем молодом возрасте.

  

Мишкина любовь

             - Мой самый любимый рассказ из Ваших сборников - «Мишка-подсолнух». Расскажите, как он родился и о его герое.

       - О самом  Мишке могу рассказать немного. А реальная ситуация была такова. Студенческие годы. Мы, студентки – педагоги, приехали  в колхоз. Мне 18 лет, ему -15-16 лет. Он был хулиганистым парнем, но в душе – тонким, ранимым человеком.

     Мишка очень хотел обратить на себя внимание, потому угнал мотоцикл.

    Он попался милиции из-за того, что… влюбился. Он потерял осторожность. Ведь мог бы погонять мотоцикл и бросить на обочине, как обычно делал. Но перед девушкой не посмел так себя вести.

      Лет через пятнадцать, уже после выхода в свет книги, узнала о судьбе Мишки. Он не выдержал тюремной обстановки, в которой пробыл всего три дня, не перенес окружения, в которое попал. Миша покончил жизнь самоубийством.  Сейчас, взрослым умом, я понимаю, что парень погиб, но не развил в себе жестокость…  Он возненавидел свих «друзей»- сокамерников.

     Помню, в Соломенном старшеклассники на уроке писали продолжение рассказа. У них у всех концовки этой истории  получились светлыми. Они попытались написать свои варианты рассказа, при этом сохраняя особенности языкового стиля автора. Получилось 35 интересных сочинений.

 

Ральф-воспитатель

                - О чем Ваша последняя книга? Кому она адресована?

        - Книжка про девочку, собаку и их дружбу. С собакой по кличке Ральф я лично была знакома. Он гостил в нашем доме чуть больше недели, когда его хозяева уехали в отпуск. В рассказе девочка Кристина хочет, чтоб у нее появилась собака, которую она будет растить, дрессировать. А получилась наоборот – собака многому учит девочку.

           В петрозаводской школе № 48 я читала ребятам эту историю ещё в рукописи. Как и Кристина, моя героиня, дети сначала тоже не понимали, почему  животное не хотело спать в постели.  Да потому, что у собаки всегда есть свое место, и она его должна знать!

        Ральф мог держать кусочек любимого лакомства, например, колбасу, на носу, пока не прозвучит команда: «Можно!». Только тогда его съедал. В рассказе даётся много воспитательных моментов. В художественной форме отсутствует назидание. И полезная информация усваивается очень легко. После выхода этой книги мне пришло много приглашений от школьных библиотек. Я не умею отказать учителям и школьным библиотекарям. Их приглашение – для меня, в прошлом школьного учителя, святое! И встречи с юными читателями проходят всегда живо, интересно. И снова ребята просят написать продолжение.

         - Многие мои друзья читали книгу «По прозвищу Гуманоид…» и хотели бы приобрести свою, но в продаже их нет. Почему?

       - Книга выходила дважды в издательстве «Карелия» тиражом по 1000 экземпляров, и они разошлись очень быстро. Может, издательство считает, что рынок наполнился.

     Эта повесть вышла недавно в трехтомнике по итогам конкурса «Добрая лира». Он поступил как подарок в школы Ленинградской области и другим партнерам проекта.

        Есть мой новый рассказ в сборнике «Границы», который только что вышел из печати в Норвегии. Всем авторам выслали по две книги. Для тех, кто любит литературу, будет интересно познакомиться с этим сборником,  поскольку в него вошли произведения 23 писателей России и Норвегии. Мы гордимся тем фактом, что 8 писателей - из Карелии. Надо заметить, что наша карельская литература сейчас звучит далеко за пределами республики. Всё чаще обращают свои взоры на Карелию центральные журналы и издательства. Это очень радует!

Юрий Мишин.

г. Петрозаводск.

Категория: Интервью с автором в СМИ | Добавил: SHARP[rus] (18.01.2012)
Просмотров: 951 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]