MENU
Главная » Статьи » Интервью с автором в СМИ

Интервью С. Цыганковой

ВКУСНАЯ «ОТРАВА» В ЯРКОМ ФАНТИКЕ

Не печатают издатели подобную литературу. Мол, не ходовая, не раскрученная, не окупится. А кому выгодно работать себе в убыток? Но в советское время, как бы мы справедливо его не ругали, была выстроена очень грамотная система книгоиздания. Тогда, кстати, тоже думали о тиражах и прибылях. И выпускали популярные книги: собрания сочинений классиков, произведения известных авторов огромными тиражами, зарабатывая на этом приличные деньги, часть из которых шла на издание другой литературы, заведомо убыточной, - краеведческой, исторической, мемуарной, той же подростковой.

- Известный детский писатель Эдуард Успенский, председатель жюри национальной детской литературной премии «Заветная мечта»  очень хорошо сказал по этому поводу: «Только то общество имеет будущее, которое способно дать подрастающему поколению четкие духовно-нравственные ориентиры. Ведь человек – это то, что он читает», - говорит карельская  писательница Надежда Васильева. - И это действительно так. Взрослый человек выбирает книги согласно интересам и запросам своего внутреннего мира. Ребенок, личность еще не сформировавшаяся, может выбрать вкусную «отраву» в ярком фантике. И, действительно, очень большая ответственность ложится сегодня на родителей, создающих дома библиотеку, на учителей, рекомендующих внеклассное чтение, на библиотекарей, обращающих внимание наших детей на книжные новинки, на книгоиздателей, выбирающих  авторские рукописи и, конечно же, на нас, писателей. Я никогда не была против высокого профессионализма в любом деле, но сегодня нужно думать даже не о том, как писать, а, в первую очередь, о чем писать. Талантливый писатель с низким уровнем духовно-нравственного развития, но с коммерческой жилкой, способен увлечь за собой читателя в пропасть. Образцов подобной литературы сегодня у нас много. Все знают, что дети склонны к подражанию. И если насилие, убийства, пошлость, похоть становятся нормой и в фильмах, и в книгах, то, что нам ждать от  наших детей? 

Надежда Васильева – один из немногих писателей республики, работающих для детей и подростков. Ее последняя книга – «Под созвездием Кассиопея», использовалась в работе филологами Карелии еще в рукописи и получила на республиканском конкурсе книгоиздателей бюджетное финансирование. Потом была награждена республиканским дипломом  II в номинации «Лучшая книга для детей», получила диплом и приз читательских симпатий, а также приняла участие во всероссийском конкурсе книгоиздателей АСКИ «Лучшая книга - 2004», где автор был награждён почётной грамотой Правления за большой вклад в духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

Герои ее книги - подростки, молодые люди, чьи взгляды, интересы, нравы весьма отличаются от бытующих в подростковой и юношеской среде. У них свое восприятие мира, которое не зависит от общепринятого мнения. Им чужды «тусовки». Они самодостаточны и не страдают от одиночества. Это своего рода «Дон Кихоты» дня сегодняшнего: и Митька, обожающий своего деда, которого все прозывают Гуманоидом за то, что тот живет по законам природы, и мастер самодельной яхты Александр, который силой любви к своему детищу «вдыхает в материю дух животворящий», и Юрка, спасающий одноклассницу от самоубийства, и «гроза» районного масштаба шестнадцатилетний Мишка, утверждающий свой авторитет среди сверстников путем жестокости и мелкого хулиганства, и  восьмилетний Валерка, смело рвущий всякие контакты со старшим по возрасту дворовым лидером Васькой-Синяком после трагической гибели своего друга в рассказе «Полынья».

 - Меня иногда упрекают в излишнем трагизме литературных сюжетов, - говорит Надежда Васильева. - Вечная борьба добра со злом в душе человека ярче всего проявляется в экстремальных ситуациях. Главное – позволить людям увидеть свет чистых человеческих устремлений через мрак социального бытия. Уверена, что слезы, вызванные сильными чувствами любви, чистоты, гуманности, являются очищающими.  И не надо их опасаться. Бояться нужно другого, когда ребенок, напичканный телевизионными «ужастиками», равнодушно поглощает вместе с чипсами сцены насилия, кровавых садистских убийств, впитывает в  свой внутренний мир физиономии вампиров и разгула всякой дьявольщины. Вот это действительно травмирует психику ребенка. А если мальчик или девочка плачет по убитой собаке – это нормально, и, значит, в нашей жизни еще не все потеряно.   

 - С вами нельзя не согласиться. Но ведь дети читают все меньше и меньше. Об этом говорит и статистика. Около 40 процентов жителей России вовсе не открывают книг. Какими же тогда должны быть произведения для подростков, чтобы заинтересовать их, отвлечь от компьютера, экрана телевизора?

- Я много думала над этим. И не только, как писатель, но и как учитель. 17 лет отработала в школе и знаю, что такое воспитательный процесс. Во-первых, произведение не должно быть большим по объему. Во-вторых, язык его должен быть понятным для подростков. Та же лексика, образ мышления, то же воображение, чувства и восприятие мира. Только близкое и понятное усваивается нашим сознанием.  В-третьих, отсутствие назидания и нравоучения. Искренность, правдивость, соответствие жизненным условиям.

     Сюжет должен быть захватывающим, волнующим и вызывающим сопереживание к героям, попавшим в экстремальные ситуации. Такое произведение обязательно окажет на подростка сильное эмоциональное воздействие. Необходим и образ положительного героя. Дети ведь склонны к подражанию. И наличие положительного героя в художественных произведениях помогает формировать у них твердый духовно-нравственный стержень. Но таких книг издано, к сожалению, недостаточно. 

- Может быть, нет рукописей, мало авторов, кто пишет именно об этом?

- Есть и рукописи, и авторы. Особенно в регионах. Недавно была в Москве на книжной ярмарке российских книгоиздателей. Предлагала региональным издательствам свою книгу. Мне отвечают: жажда подростковой литературы огромная, но издавать не можем. Не имеем финансовой возможности издавать книги неизвестных авторов. А в Москву и Санкт-Петербург и предлагаться не стоит. Аргумент один: автор не известен читателю, покупаться не будет. Сложности огромные. Не работают литературные агентства, куда бы мог обратиться писатель со своей рукописью. Вот и мыкается он, бедный да неприкаянный, не зная, в какие двери стучаться. А если он, вдобавок ко всему, еще и не столичный житель, то «небо для него превращается в овчинку». Рецензий журналы не дают, рукописи не возвращают. Они словно проваливаются  в какую-то бездонную яму, а вместе с ними душевные силы, время и здоровье автора. Денег на раскрутку рекламной компании, как правило, у писателей, которым часто даже не выплачиваются гонорары, конечно, нет.

- И в чем же выход? Совсем не писать для детей?

- Однозначно, писать. Я именно в этом вижу свое предназначение, как писатель. Дети –  самые благодарные читатели. Когда видишь заинтересованные глаза подростков, можешь ответить на их вопросы, помочь разобраться в сложившихся нравственных коллизиях, услышать их искренние и доброжелательные отклики на свои рассказы, понимаешь, что нужное дело делаешь. Важное. И главное.

Светлана ЦЫГАНКОВА,

соб. корр. «Труда».

Петрозаводск.

Категория: Интервью с автором в СМИ | Добавил: SHARP[rus] (18.01.2012)
Просмотров: 771 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]