MENU
Главная » Статьи » В помощь учителю

Анализ повести "Етишкина жизнь!.." Т.С. Юрина.

 

Основная часть

  С болью и горечью пишет автор о реалиях современной ей жизни:  «…Всегда  спокойный голос тетки Тони зазвенел гневно и жестко. – До чего уж докатились! Ни клуба, ни фельдшерского пункта, ни даже школы начальной в округе нет! Автобус до города раз в неделю ходит. Случись что – как добраться? <…> Сгубили деревню! Сгноили корни свои! С добра ли деревенские мужики спиваются? Скоро могилы будет некому выкопать!»

И это не просто слова. Это крик души человека, доведенного до отчаяния условиями жизни. Кто возродит умирающую деревню? Кто вернет ей жизнь? Кто услышит гневный голос тетки Тони? Кто?

Неужели сами жители не в состоянии изменить окружающую их действительность? Почему люди сидят и ждут, что кто-то к ним приедет и все сделает? Что предприняли односельчане для того, чтобы жизнь стала лучше? В этом-то, на наш взгляд, и заключается  главная  проблема вымирающих деревень. Люди всё ждут помощи от кого-то. А ведь бытует очень верная пословица: «До Бога высоко, до царя – далеко». Каждый человек должен задуматься над тем, как спасти себя, свою семью, свою страну? И не только задуматься, но и действовать. Кто-то из Великих верно сказал: чтобы изменить мир, нужно начинать с себя.

Главный герой повести  Петр Иванов (в просторечии - Петька Портной)  человек зажиточный,  много работает. И характер у него  очень яркий: противоречивый, напористый, страстный! Только почему так трагически сложилась его судьба?

Всю жизнь, строя свой дом, Петька Портной этот дом сам же и разрушает , постоянно разрывая все духовные , семейные связи  Кладовые у него полны добра , а добра в отношениях членов его семьи нет : вместо любви все больше и больше воцаряется ненависть . Петька тиранит семью,  доводит до смертельной болезни жену, калечит судьбы своих детей.   Но делает это не осознанно.                       

                В итоге - распалась, казалось бы, такая прочная семья. Умерла жена. Ушла от отца дочь. Повесился сын.

В чем причина семейного конфликта и конфликта героя с самим собой? Что является связующим звеном семейных взаимоотношений? И вообще, на чём держится семья?

Ответы на эти вопросы  помогут разобраться в причинах, породивших    трагическое положение героя.

Если взять внешнюю, материальную сторону жизни, то все у Петьки хорошо : он строит себе второй двухэтажный дом, у него "две коровы, три поросенка, сорок овец, гусь, курята. Пока наладишь всех ... Три огорода картошки, поле свеклы, десять соток капусты. А еще две теплицы под стеклом с огурцами, перцы, помидоры." Ни о каком разорении,  вызванном социальными факторами , здесь речи идти не может . Петьку в городе "сократили " , но в деревне он преуспел . Но постоянно мучает его почему-то чувство тревоги : "как же оно все так вышло-то ? Почему так круто обернулось? Работал, старался , чтобы дом был " полной чашей" . Первыми в деревне  «Жигули»  купили . Потом с квартирой подфартило . За мебелью аж в Прибалтику катал . Потом и трактор , и грузовик приобрели. Дети семьями обзавелись. Все как надо. Не хуже, чем у людей». А если обратиться  к внутренней, духовной стороне жизни, то тут сплошная трагедия. Каковы же причины этой трагедии?

 Одной из главных причин, на наш взгляд, является противоборство женского и мужского начала в душе главного героя. Петька Портной живет по принципу: «Курица – не птица, баба – не человек». И с этим лозунгом бороться очень сложно. Эта проблема относится к философскому пласту. Петька Портной женщин особенно ни во что и не ставил. Мать, жена, дочь, любая женщина для Петьки,  этакого деревенского мачо, только баба.  Жену (любил ведь ее, Вальку свою) всю жизнь колотил. Неделями не разговаривали супруги.  Дочь Таисия из дома родительского ушла, в сердцах высказав отцу, как она понимает его и страшную жизнь в родительском доме. Обидных слов не пожалела. И ни разу не поинтересовался герой, как живет его дочь, какие у нее проблемы. Петька – хозяин. Как он сказал – так и должно быть. И вот это подчинение себе домашних, эта безраздельная власть, семейная тирания, - она и разобщила всех. Петр перегнул палку. Мужчина – не царь  в своем доме, он равноправный член семьи. Нельзя жить по принципу: что с бабами возиться? Отдал им приказание – и пусть выполняют. Потому-то и допускает, при всей яркости натуры, Петька много ошибок. Не придает он значение духовному пониманию. А отсюда – нет у него общения ни с матушкой, ни с женой, ни с дочерью. Почему уехала дочь? Да потому, что Петька Портной возносил материальные ценности, а не духовные. Духовность заключается, в первую очередь, в общении. Он это общение перечеркнул.

 Мы считаем, что  главный грех Петьки – это именно разрушение «родственности». Он живет, соблюдая норму насильника. В первую очередь над ближайшим окружением, над теми, кто по крови - родственник, по социальному стереотипу - зависимый. И в этот круг, увы, попадают многие. Эта семья, распалась потому, что главное в семье было уделено достатку, чтоб его было как можно больше. Много уделялось материальному, и очень мало духовному общению. Это сыграло свою губительную роль в жизни семьи. Мать не любила невестку, та ненавидела свекровь.

 Таким образом, философский уровень - один из самых главных, потому что затрагивает он вопросы общечеловеческих ценностей  - вопросы семейных взаимоотношений.

 После испытания болезнью (у Петьки случился инфаркт), после пожара остался герой один. И вот теперь задумывается он о смысле жизни, с ужасом начинает понимать:  а что же я наделал? И понимает вдруг герой: все, что он нажил, ему, оставшемуся одиноким, уже не нужно, хозяйство вести дальше нет смысла. Жизнь прожита. Впереди – смерть.

Следующая причина, породившая  трагическое положение главного героя, заключается в отсутствии у него  веры. (Этот аспект  так можно было бы  назвать «Петька и вера»). И высвечивается он  очень глубоко. Вопрос веры проходит в повести красной нитью от начала и до конца.

Герой не верить в Бога. Матушка – верит. Невестка увлекается восточным учением. А Петька -   не  верит. 

Начинается эта тема с вопроса к брату, приехавшего в гости навестить Валентину (жену Петра), умирающую от рака:                                                          

- Коль, а чего это твоя Нинка в веру ударилась? Неужто в церковь ходит?

- Да нет. Книжки какие-то читает.

- Что за книжки-то?

-Да как тебе сказать? Восточные учения изучает…

- Н-да-а, - почесал затылок Петька.- Ну, дела-а! Я тут тоже одну книжонку читал, про очистку организма. Какой-то Малахов пишет. Умно, я тебе скажу! И тоже в Бога верит. Чувствуешь? А сам-то ты как думаешь?

- Фиг его знает! Читать начну – сказка – сказкой, а Нинка что расскажет – убедительно звучит.

Однако, побитый жизнью, Пётр начинает всё-таки, наконец, задаваться и этим вопросом, начинает понимать: чтобы изменить что-то в своей жизни, нужно, в первую очередь, изменить себя, свою душу.

Пока мы не изменим себя, не изменится наша жизнь. Почему умирает Валентина? Она не может простить своему мужу  обиду и боль, которую он ей причинил. Мы забываем самые главные заповеди Божьи и очень часто нарушаем их.  Только к концу своей жизни Пётр начинает это  понимать.

 Оставшись один, становится он на колени перед образом Богородицы, каясь во всех своих грехах. Этот эпизод – кульминация произведения. Слабый голос совести становится столь сильным, что Петька, «воя по-звериному», с пожаром «где-то глубоко внутри», обращаясь с молитвой к Богородице, просит у всех прощения.

 «Пётр взвыл по - звериному, схватился за голову, плюхнулся на колени перед календарём с образом Богородицы и сдавленно прохрипел: «Матерь Божья! Прости и помилуй! – Хотел, было, покаяться, но покаяния застыли где-то у кадыка. И только в голове металась затравленная мысль: - Грешен так, что и признаться стыдно! Запутался вконец!…»

Однако существенная трансформация героя происходит после инфаркта, в больнице, после того, как побывал Петька «на том свете».

 Большую роль в этом сыграл учитель, который находился в одной палате с Петром.

 « В палате долгое время лежал один. Всего передумал. Всю жизнь перелопатил. Столько грехов наковырял - спина краснела! Перед глазами, как на Страшном Суде, прокручивались такие картинки, одна хлеще другой! Ох, и заносило!.. Потом к нему подселили какого-то мужика. Тот сначала все молчал. Потом, слово за слово, разговорились. И понеслось! Каждую ночь, чуть не до утра…за жизнь говорили».

                После этих бесед стал Петька смотреть на жизнь несколько иначе. Другим человеком возвращается он в деревню. Но деревня не принимает его таким. На пожарище мужское население старается загнать его в угол своими подковырками и едкими замечаниями. Им не нравится Петька, ведущий здоровый образ жизни.

Только женщины (кроме Зойки) понимают его (например, тетя Тоня одобряет Петра за то, что он встал на правильный путь). На его долю выпадают новые испытания. К герою приходит просветление.  Но просветление пока еще только в сознании. Он не умеет еще утвердить свою репутацию, он еще духовно слаб. Но уже не так реагирует на выходки односельчан. Мало говорит. Не говорит впустую. Дорожит своими словами. Больше думает, анализирует, молчит. Не реагирует на замечания жителей села.

Как будто вместе со сгоревшим домом, сгорает вся его прошлая жизнь.

Автор повести хочет сказать, что пожар и гибель дома означают не катастрофу, а очищение, за которым следует надежда и возможное начало новой жизни.

Петьке нужно время, чтобы подняться  на новый уровень духовного развития, утвердить свой высокий авторитет среди жителей деревни.

Еще одной причиной трагедии главного героя является аспект экономический: жители деревни не могут  сбыть свою продукцию, семья Петьки Портного живет на пенсию матушки. 

Человек и природа. Невозможно оставить без внимания и эту тему, так как она тоже помогает понять трагическое положение главного героя, и в первую очередь,   его душевное состояние.

 «Спящая деревня утопала в аромате ранетки, антоновки, белого налива. Как на грех, и в саду, и в огороде все прет, как никогда. Яблок столько, что уж и куры не клюют. Сливы давно переспели и гниют прямо на деревьях. Собирать некому и не для кого».

Тяжело на душе у героя. Остался он один  на один со своими проблемами, со своим горем. Не с кем поговорить, некому  пожаловаться.  

Только с животными у Петьки Портного нежные отношения. С ними у него тесный контакт. И животные отвечают герою взаимностью, реагируя на все его проблемы.

Таким образом, проанализировав причины трагического положения главного героя, мы пришли к следующему выводу:

1. Причина семейного конфликта заключалась в безраздельной  власти Петьки Портного   над своей семьей.  Именно эта безраздельная власть разобщила  их всех.

2. Много уделял герой  материальному  -  и очень мало духовному общению.

3. Не было у Петра веры, а ведь чтобы изменить что-то в своей жизни, нужно, в первую очередь изменить себя, свою душу. Пока мы не изменим себя, не изменится наша жизнь.

 Кто же  виноват в этой трагедии: среда или  сам человек? Разумеется, сам человек. Это мы доказали всем ходом  нашего исследования.

Конец повести оптимистичен.

Дочь возвращается домой, на ту землю, где она выросла.

 Петька  начал общаться с близкими ему  людьми: внучкой, зятем, дочкой. С трепетным волнением ждет он появления на свет внука.

 Теперь герой ощущает духовное родство со своими родными и близкими, которого раньше у него не было.

И верит автор повести, что все будет хорошо в жизни Петра Портного, верим в это хорошее и мы.

                                                    

 

 

Заключение.

 

Повесть  «Етишкина жизнь!..» написана автором как бы  «изнутри». Писательница смотрит на мир глазами своих героев, передает их чувства, мысли, переживания.

 Особо хочется сказать о языке произведения. Этот язык – язык деревенских жителей. Комичное и  трагичное   идут в повести  рядом. Юмор сквозит почти в каждой строчке. А подоплека очень серьезная – безысходность наших вымирающих деревень. С болью и грустью пишет об этом Надежда Борисовна Васильева. Но надежда на лучшее остается. Петька многое понял, многое пережил. Конечно, он будет менять и свою жизнь, и жизнь всей деревни. Будет менять себя – и мир вокруг себя. Читатель верит, что герой  поднимется на новый уровень, потому что очень  достойно ведет себя на пожарище. И хоть еще «задираются» местные жители, видно, что не уронит Петька свой авторитет, он будет лидером в этой деревне.

Проанализировав характер главного героя, его поступки, мы попытались раскрыть

причины трагического положения главного героя;  выяснить, в чем причина внутреннего конфликта Петра Портного  с самим собой. Мы показали  отношение писателя к современной ему действительности,  выразили свое отношение  к прочитанному.

 Выявили и исследовали следующие аспекты:

1. Философский аспект (противоборство женского и мужского начала) на примерах взаимоотношения Петьки Портного  с женой, с дочерью, с матушкой.

2. Духовный аспект   (Петька и вера)

3. Социальный аспект  (Петька и жители)

4. Экономический аспект.

И пришли к выводу: яркие образы крестьян, близкие и дорогие автору, философский подтекст повести, лирическое изображение природы – это и многое другое, характерное для деревенской прозы, вызовет у читателей большой интерес и не оставит их равнодушными  к прочитанному.

Изображение деревенской жизни о многом заставляет задуматься читателей, и  в первую очередь, о том, кому возрождать гибнущую деревню. Это произведение, в первую очередь, адресовано нам, молодым,  потому что именно сегодняшним школьникам, будущим законодателям,  предстоит возрождать Россию, возвращать брошенные дома и земли к жизни.

Тему уходящей, гибнущей деревни мы считаем актуальной в наше время, так как она затрагивает судьбы жителей вымирающих российских деревень, деревень, которые ежегодно исчезают с карты большой страны тысячами.

 

Список использованной литературы:

1.        Васильева Н.Б. Етишкина жизнь!.. Повесть // День и ночь. – Петрозаводск: Карелия 2006

2.        Неёлов Е.М. «…В чем его вина?»  (О повести Н.Б. Васильевой «Етишкина жизнь!..») Петрозаводск: Карелия, 2007

3.        Мишина Л. Петька Портной на сцене и в жизни. Социально-театрально-культурном  проект, его партнеры и его значении для жителей муниципальных образований. Петрозаводск: Карелия, 2008

4.        Васильева Н.Б. «О чём болит душа…»   Путевые раздумья. Петрозаводск: Карелия, 2008.

  1. http://www.repetitor.org/materials/analiz.html  Анализ художественного произведения.
  2. http://gcon.pstu.ru/pedsovet/programm/ced1-71-1.htm Особенности анализа художественного произведения в старших классах.
  3. http://rus.1september.ru/2003/15/3.htm  Анализ эпизода художественного произведения как жанр ученических сочинений.
  4. http://www.ucheba.ru/referats/15863.html Анализ эпизода литературного произведения: композиция, содержательные функции художественной детали.

 

Категория: В помощь учителю | Добавил: SHARP[rus] (12.02.2012)
Просмотров: 2084 | Комментарии: 245 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]