MENU
Главная » Статьи » В помощь учителю

Исследовательская работа. Школа № 27.

 

Чему могут научить нас наши питомцы?

( По рассказу Н.Б. Васильевой «Ральф в гостях у Кристи»)

Полончук Марина Александровна

Краткая аннотация.

    Материал данного исследования предназначен для реализации национально-регионального компонента в  начальной школе.

Цель -  оказать помощь младшим школьникам в работе по рассказу Н.Б. Васильевой «Ральф в гостях у Кристи».

Яркие, красочно оформленные слайды мультимедиа помогут сформировать у ребят глубокий интерес и любовь к литературе родного края, расширить их кругозор, лучше осознать значение местной литературы и, несомненно, будут способствовать эстетическому воспитанию учащихся, стимулировать развитие их творческих способностей.

Собранный электронный материал окажет, на наш взгляд, огромную помощь всем учителям начальной школы, которые используют на уроках литературы национально-региональный компонент. Материалы можно использовать и во внеурочное время (например, на встрече с автором повести).

В исследовании  отражены основные темы рассказа,  представлен анализ характера  девочки и ее поступков, прослежены взаимоотношения Кристи с собакой (почему они сложились именно так, а не по-другому), выявлены проблемы, которые поднимает автор, и дана им оценка. Могут ли животные повлиять на  воспитание хороших привычек и манер поведения у людей? Этот вопрос стал одним из главных в нашем исследовании. Работа включает в себя некоторые советы по тем или иным позициям.

Задача исследования – научить юных читателей мыслить, помочь найти ответы на многие житейские вопросы. Анализируя поступки Кристи, дети «без назидания» смогут освободиться от своих недостатков. Надеемся, что яркий иллюстративный материал презентации заинтересует учителей и  учеников и поможет обратить внимание младших школьников  на поставленные в рассказе проблемы.

Основная потребность данного исследования состоит в поднятии престижа  литературы Карелии.

Введение.

Материал данного исследования предназначен для реализации национально-регионального компонента в  младших  классах. Литература Карелии оказывает большую помощь в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности, помогает лучше, многограннее понять жизнь, самого себя и является превосходным дополнением  к основному курсу литературы.

В  рассказе «Ральф в гостях у Кристи»  поднимаются актуальные  для нашего времени проблемы: проблема взаимоотношения детей и родителей, проблема, связанная с нежеланием родителей завести животное в доме, проблема взаимоотношения детей и животных, проблема взаимоотношения детей и взрослых во дворе, проблема экологии.   

 Характер девочки, ее поведение - также типичное явление в наше время:  непослушных, капризных своенравных и ревностных детей, какой является героиня рассказа, достаточно много, поэтому, анализируя это произведение, на примерах художественных образов юные читатели с помощью родителей (при условии семейного чтения) смогут   увидеть чужие недостатки и искоренить их у себя.

До сих пор считалось, что люди оказывают влияние на животных: приручают их, дрессируют. А могут ли животные повлиять на  воспитание хороших привычек и манер поведения у людей? Поиск ответа на этот вопрос также стал центром внимания данного исследования.

  Цели:

 1.  Оказать учащимся начальной школы помощь в работе с данным рассказом.

 2.  С помощью  яркого иллюстративного материала обратить внимание младших школьников  на поставленные в рассказе проблемы.

               Задачи: 

  1. Рассмотреть, какие проблемы поднимает автор в рассказе.

  2. Понять, как сложились взаимоотношения девочки с собакой  (и почему они сложились именно так).

  3. Проанализировать характер девочки, ее поступки.

  4. Выяснить, могут ли животные повлиять на  воспитание хороших привычек и манер поведения у людей.

Мы надеемся, что собранный материал поможет сформировать у школьников глубокий интерес к литературе родного края, расширить их кругозор, воспитать чувство патриотизма, гармонично соединенного с чувством любви к родному краю, лучше осознать значение местной литературы.

                   Основная часть.

Проблемы, которые поднимает автор на страницах своего рассказа, представляют собой достаточно распространенное явление. Данное исследование выделяет самые актуальные из них.

 Проблема взаимоотношения детей и родителей – одна из самых важных проблем, потому что из нее вытекают все последующие проблемы.

 Взрослым часто не хватает времени на то, чтобы поговорить со своим  ребенком, поиграть с ним, сходить в кино или театр. Дефицит времени у взрослых в общении с детьми приводит часто к взаимному непониманию, а порой и к непослушанию со стороны детей.

                То же было и в семье Кристи, девочки из рассказа Надежды Васильевой.

                 Почти у всех, кто с Кристи в одном классе учился, любимцы были, и только у них тоскливо дома. Одна мебель да эта дурацкая техника. Уткнутся: папа в компьютер, мама в телевизор – и ни на один вопрос не отвечают, только отмахиваются: «Не мешай, Кристи, иди, поиграй в свою комнату». А Кристи давно уже все игрушки надоели.  И даже голубой пудель. Он, конечно, большой, красивый, мягкий, но глаза все равно стеклянные.  Что ему не рассказывай, смотрит в одну точку – ни звука, ни жеста в ответ. Так что из школы Кристи идти совсем не хотелось. А не хотелось Кристи идти домой, потому что у мамы с папой почти  никогда не было времени пообщаться с ребенком. А ребенку так хотелось любви и ласки. Дома ей было скучно. Девочка одна. У нее нет ни братика, ни сестренки. И это так грустно. Поэтому Кристи мечтала о собаке. Что игрушки? Их много, но живого-то  общения с ними нет. А собака! Собака живая! С ней можно было бы побегать, поиграть.

 Однако  мама с папой  и слышать о собаке не хотели.

Нежелание родителей завести животное в доме - распространенное явление в наши дни. И эта вторая проблема, которую можно выделить в рассказе. Чаще всего остается она  неразрешенной. Но Кристи повезло. Однажды произошло «чудо». Тетя Рая, с которой мама работала вместе, уехала в командировку, и свою собаку Ральфа оставила на попечение родителям Кристи. Оставила на целую неделю. Радости у девочки не было предела!

 «С этого момента жизнь Кристи превратилась в сплошной праздник». А вместе с праздником  возникла и новая проблема – проблема взаимоотношения детей и животных.  Что делают дети, когда в доме появляется четвероногое чудо? Дети начинают «воспитывать» нового друга. К обучению Ральфа приступила и Кристи. Девочке казалось, что она учит собаку.  «Пусть Ральф меня слушается…»,- говорила Кристи и заставляла своего питомца выполнять команды: прыгать через скакалку, говорить слово «мама»…  Как хотел ребенок, чтобы Ральф выполнял все ее прихоти!  А Ральф учил девочку. Не родители, а собака  научила Кристи по-другому относиться к окружающему ее миру.

Как же сложились у девочки отношения с собакой? Чему научил Ральф Кристи?

 А  научил он  ее быть доброй и  бережливой. Когда Ральф появился в доме у девочки, она, в первую очередь, показала ему все свои игрушки, их у нее было много. «Тут ей под руку попался голый пупсик. Презрительно скривив нос, Кристи швырнула пупсика в угол. Ральф встал, подошел к игрушке, лизнул пластмассовую голову куклы и с упреком посмотрел на Кристи. Ей стало стыдно». В этом эпизоде собака словно дала понять девочки: дети не должны так поступать. Нельзя «отталкивать» от себя своего игрушечного «любимца»  и бросать то, чем пользуешься. Нужно бережно относиться к своим вещам, особенно к тем, которые тебе дороги.

Собака  научила девочку соблюдать чистоту во дворе своего дома.  «Через три дня Кристи, наконец, разрешили вывести Ральфа на прогулку». Пока собака знакомилась с новой для нее территорией, девочка ела мороженое. «Когда от мороженого осталась одна яркая обертка, Кристи, не задумываясь, бросила липкую бумагу прямо на песок. А куда еще было бросить? Не бежать же к контейнеру. К тому же здесь уже валялся и фантик, и пустая банка из-под пива». Ральф встал, подошел к обертке, обнюхал ее, облизал середину и внимательно посмотрел на Кристи». «Рядом!» - скомандовала девочка, и было пошла уже к дому,  но пес не сдвинулся с места. Кристи ничего не оставалось, как поднять мусор и отнести к контейнеру. Заодно прихватила и фантик, и банку из-под пива. В песочнице сразу стало чисто». После этого  девочка очень захотела навести порядок во дворе. Она побежала звать ребят на помощь. Откликнулись, правда, не все. «С горем пополам человек семь набралось». Но убирали все дружно, наперегонки с Ральфом. Через час двор преобразился. Взрослые удивленно спрашивали: «Чья же это инициатива?» Девочка с гордостью показывала на Ральфа, а тот смущенно опускал голову.

Собака научила девочку уважать труд тех, кто моет и убирает подъезды. К сожалению, большинство ребят (да и взрослых) не приучены вытирать ноги, входя в подъезд.   «Прежде чем войти в подъезд, пес остановился, стряхнул с шерсти влагу и даже потряс задние лапы. Кристи удивленно покачала головой. Ишь, чистюля какой! А сама тоже отряхнула куртку и тщательно обтерла сапоги о резиновый коврик. А тем временем пес терпеливо ждал ее на первой же ступеньке».

Когда папа, демонстрируя Кристи  то, что умеет делать Ральф, положил псу на нос колбасу, «тот послушно продолжал держать лакомство на вытянутой морде. И даже не облизывался, хотя от вкусного запаха у самой Кристи чуть слюнки не текли». И только когда папа сказал: «Можно!», -  пес подкинул угощение вверх и щелкнул пастью.

- Видишь? А ты без спросу конфеты таскаешь,- сразу упрекнула мама.

Девочке стало стыдно.   Собака научила девочку ничего не брать без спроса. А еще  Ральф научил Кристи не кричать, бурно не проявлять свои эмоции. Теперь, глядя на своего друга, Кристи стеснялась делать что-то не так.

Ральф прошёл собачью школу (так сказали дочери мама и папа). Что значит - собачья школа? Как там происходит ученье? На таких занятиях присутствуют старая собака и молодые щенки. Старая собака выполняет команды, а молодые щенки смотрят. Ральф прошел эту школу с отличием и воспитан по всем правилам. И Кристи скоро убедилась в этом.

Девочка  пригласила собаку лечь на постель.  Можно ли животным позволять это делать?  Нет, у животного должно быть своё место. Ведь от собак может быть грязь, у них, как правило,  длинная  шерсть. Собаки бегают с другими собаками, значит, у них может быть лишай, блохи. Под одеялом собакам жарко, ведь некоторые собаки спят даже на улице. «- Ральф! Ко мне! Ложись в постель! Можно! Но Ральф, опустив плетью хвост, поплелся на свое место».  Девочка вспомнила слова мамы. «Мама не раз повторяла, что каждое животное должно знать свое место и не позволять себе того, что может позволить себе человек». И Ральф хорошо понимает это. Вот об этом должны помнить и мы.

Таким образом, мы выяснили, что  животные  могут  повлиять на  воспитание хороших привычек и манер поведения у людей.

 Рассмотрим еще  одну важную проблему, которую  поднимает  автор на страницах своего рассказа.  Эта проблема заключается во взаимоотношении детей и взрослых во дворе. Часто взрослые незаслуженно обижают детей.  Вот что случилось однажды. «Мальчишки из соседнего дома писали на стенах и подъездах… При этом еще толкали друг друга и кидались песком». Кристи хотела пройти мимо, но Ральф остановился как вкопанный. Вдруг он принялся выть. Мальчишки врассыпную, а Кристи попалась в руки какой-то старухи. Старуха начала кричать на Кристи. И из открытых окон в поддержку бабуле тоже неслось: «Так, так их хулиганов! Не стыдно! А еще девочка!». Кристи от страха и обиды слово не может вымолвить. Девочка растерялась и не  знала, что делать. «Но тут на помощь пришел Ральф. Тихонько подошел к старухе, оскалил зубы и грозно зарычал».  Хорошо, что рядом оказался Ральф. Он спасает девочку. А если бы собаки не было рядом? Девочке пришлось бы несладко.

Проблема экологии  одна из самых актуальных в наше время.  Поэтому автор не может обойти стороной и эту тему.

                Каждый из нас хотя бы раз ловил себя на мысли, что бросает мусор на землю. И чаще всего это делают взрослые люди. Что же делать в таких ситуациях детям, если они увидели, что «дядя» или   «тетя»  «намусорили»? Можно ли взрослому человеку  сделать замечание? Если можно, то в какой форме?

На эти вопросы в рассказе также нет прямых ответов, но эти ответы диктует сама жизнь.

 В некоторых ситуациях взрослому можно сделать замечание, а в некоторых нет. Если человек знакомый - то можно деликатно, в вежливой форме попросить его поднять бумажку. Если же взрослые люди вам не знакомы, ведут себя агрессивно или же находятся в нетрезвом состоянии, то лучше к ним не подходить, потому что люди, находящиеся в таком состоянии, могут повести себя непредсказуемо. За такими людьми лучше подобрать мусор самому. А еще можно повесить плакат во дворе: «Соблюдайте чистоту». Или что-нибудь в этом роде.

Теперь рассмотрим следующую  задачу, заявленную в исследовательской работе, - проанализируем  характер девочки и ее поступки.  Автор в своем рассказе явно указывает нам на недостатки Кристи.

Во-первых, она ревнива. Когда тетя Рая приехала за Ральфом, Кристи стало обидно за то, что Ральф с такой радостью бросился навстречу своей хозяйке. Девочка расплакалась, и плакала все громче и громче. На плач сбежались все. Но сколько ни уговаривали ее взрослые, Кристи твердила одно: «Уходите! Никого не хочу видеть!» У ребенка началась истерика. Кристи не хочет понять, что Ральф не собственность, что у него есть хозяйка, которую он преданно любит и которой преданно служит. От этой ревности необходимо как можно быстрее избавиться, потому что это – плохая черта характера. Если она укорениться в детском возрасте, то она может остаться и в последующие годы.

Во-вторых, Кристи  не всегда послушна. Она  без спроса таскала из серванта конфеты. А еще имела   вредные привычки. Так, например, Кристи зовут домой, а ей не хочется идти. И она повторяет фразу, которую когда-то услышала от мамы «Сей –час, через час».  А этого нельзя делать. Надо стараться исправлять свои недостатки, слушаться взрослых.

В-третьих,  излишне эмоциональна. От радости, что в доме, пусть на время, появилась собака, «Кристи так вся и расцвела, захлопала в ладоши и даже взвизгнула от радости». На что мама, положив палец к губам, сказала: « Тихо! Тихо! Говори спокойно. Ральф  не любит громкого крика».  Нельзя громко выражать свои эмоции, нужно уметь владеть своим настроением.

А еще девочка несамостоятельна. Когда Кристи приходила из школы, мама помогала ей снять ранец, раздеться, подавала тапочки. Хотя раздеваться девочка  и сама умела, без маминой помощи.

 Не совсем аккуратна. Ральф приучает ее к чистоте и порядку (ведь родителям некогда было заниматься ребенком).

Капризна. Кристи обижалась, когда мама на нее сердилась и делала ей замечания. 

Заключение.

Итак, в работе мы выделили и исследовали  пять наиболее важные проблемы, которые тесно взаимосвязаны одна с другой:

1)     проблему взаимоотношения родителей и детей;

2) проблему, связанную с нежеланием родителей завести животное в доме;

3)      проблему взаимоотношения детей и животных;

4)      проблему взаимоотношения взрослых и детей во дворе;

5)       проблему экологии.

Мы выяснили, что  животные  могут  повлиять на  воспитание хороших привычек и манер поведения у людей.

Проанализировали  характер девочки, ее поступки: Кристи ревнива, непослушна, имеет  вредные привычки, эмоциональна, несамостоятельна, неаккуратна, капризна. Но хочется верить, что после встречи с собакой по кличке Ральф девочка искоренит в себе  эти недостатки, станет доброй и бережливой, будет соблюдать чистоту во дворе и на улице, научится уважать труд тех, кто моет и убирает подъезды и непременно научит этому своих друзей. Ведь недаром гласит философия Авесты: «Умом собаки держится мир».

Конец рассказа оптимистичен.  Родители купят девочке собаку, и одна из  проблем  будет решена. Но Кристи предстоит еще многому научиться в жизни.

Этот рассказ заставляет юных читателей мыслить, искать ответы на многие житейские вопросы.  Анализируя поступки Кристи, дети без назидания смогут освободиться от своих недостатков.  В этом и заключалась задача исследования – на примерах художественных  образов помочь читателям  увидеть чужие недостатки и искоренить их, если таковые имеются, у себя.

Список литературы.

1.                                     Н.Б. Васильева. Ральф в гостях у Кристи. Рассказ. Петрозаводск, Кариелия.2008.

2.                                     www.mlis.todr.ru – Урок Литературы.

3.                                     www.proza.ru – Проза ру.

4.                                     www.lib.com – Литературная библиотека.

5.                                     www.alleng.ru  - Литература.

6.                                     www.//forum.laini.ru/ - Форум о фотографии животных.

7.                                     www.zoopicture.ru/cobaki/ - ZooPicture – забавные и смешные животные.

8.                                     www.zveryshki.ru/category/dogs/ - Зверушки. ru

 

Категория: В помощь учителю | Добавил: SHARP[rus] (12.02.2012)
Просмотров: 5081 | Комментарии: 53 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]