MENU
Главная » Статьи » В помощь учителю

Открытый урок. "Под созвездием Кассиопея"


1.        - Наш урок посвящен обсуждению повести Н.Б. Васильевой «Под созвездием Кассиопея». Недавно вы встречались с автором книги и знаете, что в основу произведения положены реальные события. Повесть посвящена людям мужественной, романтической профессии - яхтсменам. Мистика и фантастика делают произведение философским, дают пищу для размышления. Но писательница не навязывает своей точки зрения, а дает право каждому из вас высказать свою позицию. И сегодня нам предстоит:

выяснить, в чем видят герои свое предназначение в жизни;    

выявить  философские проблемы, над которыми размышляет автор;    ответить на    вопрос: «Александр - жертва или виновник трагедии?»

  

- Прочтите высказывание и скажите, какое из них может быть названием нашего урока. Обоснуйте свой выбор.

 

1. Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой ставят.

                                                                     Н. Миклухо - Маклай.

 

(У Александра была высокая цель в жизни, несмотря на то, что « горизонты мечты» вначале были «сужены». Он хотел создать семью, совершать вместе с семьей путешествия, воспитать ребенка. И если бы он не погиб — он добился бы своей цели).

  

2. Не властны мы в судьбе своей...

                                 А.С. Пушкин.

 (Александр погиб в самые счастливые минуты своей жизни. Явно, он не хотел умирать. У него были большие планы на будущее, но судьба уготовила ему другое).

 

3.Назначение человека именно то, чтобы делать добро.

                                                                                                                              В. Даль.

(Александр трагически погиб, но после его смерти осталось творение его рук (яхта). И это творение и после гибели Хозяина будет дарить добро и радость людям)

 

- Запишите то высказывание, которое больше всего понравилось вам, чье обоснование показалось наиболее убедительным. А в качестве эпиграфа возьмем слова автора:

 

                       Мечта окрыляет,

                      Вера придает силу,

                      А сотворенное человеком Добро

                      возвращается к нему с любовью.

 

 2. « - А где оно, созвездие Кассиопея»? - донесся до нее голос девушки.

        -      Вон там! - легонько он тронул девушку за плечи. Недалеко от Большой Медведицы. Английская буква «W». Это созвездие в наших северных широтах видно в любое время года. А еще в народе его называют созвездием Косарей. Посмотрите, ого очень похоже на одновременный взмах двух блестящих кос. Иногда от этого созвездия исходит мощное излучение, и тогда...

Он помолчал, видно, раздумывая, продолжать ли эту тему разговора.

И что тогда? - нетерпеливо переспросила девушка.

Тогда на Земле происходят странные вещи! - уклончиво ответил он».

 

       -       Этот отрывок взят из повести. А что рассказывает о Кассиопеи древнегреческая мифология?

  

      - По древнегреческому мифу эфиопский царь Цефей был отцом прекрасной Андромеды. Жена Цефея, Кассиопея, прогневала морских нимф. Гордясь своей красотой, Кассиопея утверждала, что она всех прекрасней. Морские нимфы уговорили бога моря Посейдона наслать на царство Кита, чтобы он опустошал владения Цефея. Оракул предсказал Цефею, что если тот прикует к скалам у самого моря свою любимую дочь Андромеду, то все несчастья закончатся. Андромеда была закована в цепи и оставлена на съедение чудовищу. Но мимо пролетал Персей. Убив Кита, он спас царевну и женился на ней. Пришедшие по просьбе Кассиопеи на свадьбу враги Персея, возглавляемые первым женихом Андромеды Финеем, затеяли драку, но были превращены Персеем при помощи головы Медузы Горгоны в мраморные статуи. А Кассиопею в наказание за самохвальство Посейдон поместил на трон, постоянно вращающийся вокруг Полюса.

 

       -       Итак, Кассиопея - созвездие Северного Полушария. Расположено в полосе Млечного Пути. Видно на всей территории России круглый год. Имеет фигуру в виде перевернутой буквы «М».

 

3. Обсуждение повести.

 « - По звездному небу безмолвно и отрешенно двигалось в танце северное сияние. Казалось, чьи-то незримые пальцы перебирают на клавиатуре ночи световые гаммы. Они то вздрагивали алым фейерверком сильных чувств, то замирали, едва пробивая тьму световыми импульсами каких-то догадок.

Виктору не спалось. Осторожно встал, подошел к окну. Красота-то какая!».

Именно в такие минуты приходило к Виктору вдохновение. Он делал чертежи парусного судна, которое хотел смастерить собственными руками. Мечтал об этом с 15 лет. Первой яхтой стала маленькая «Ассоль». Ходил на ней по всему Онего. Знал почти каждый островок.

        -       Найдите строки, в которых говорится, за что больше всего Виктор любил путешествия на яхте?

 

Стр. 7. «Из плавания возвращался как из космического полета. Люди на берегу казались донельзя суетными, а их проблемы - мелкими и надуманными. На воде время словно замедляло свой бег. Мысли текли прозрачные и чистые, как родниковая вода. Думы поднимались куда — то ввысь, где не было ни прошлого, ни будущего. Ответы на любые вопросы рождались из воды и предутреннего тумана, нисходили со звездного неба, выплывали из звонкой тишины белых ночей, заполняя душу радостью прикосновения к Истине».

        -       Однако хотелось иметь яхту не какую-то пластиковую, а настоящую, с медовым запахом живицы. Случалось, просиживал за чертежами целые ночи напролет.

Санька, сынишка Виктора, «от горшка два вершка», а уже все понимает. Взгляд до того осмысленный, что иногда кажется, что сын только притворяется, что говорить не умеет. Но за взрослыми повторяет такие словечки, что от удивления глаза на лоб лезут.

       -       Какой эпизод заставил Виктора внимательно наблюдать за поведением сына?

 

     Стр. 9. «Виктор осторожно поднялся с дивана и открыл журнал «Катера и яхты». Ткнул пальцем в якорь и, как бы между прочим, спросил: «А это что?». «Якорь!»- мельком взглянув на картинку, ответил Санька и продолжал рычать, имитируя рев двигателя буксующего грузовика, которого тащил вверх по горке сухого белья, вынутого мамой из стиральной машины. Виктор от изумления уже плохо контролировал свои действия»

      - У Виктора из головы не выходило это слово - якорь. «Он не повторил, а сам назвал вещь своим именем. Его никто этому не учил!» Виктору чудилась в этом какая-то загадка. И она не давала покоя.

     - Что так тревожило и волновало отца?

 

      (Однажды в одной из газет Виктор наткнулся на статью о том, что некоторые дети помнят свои прошлые жизни).

 

     - «Вопрос, конечно, спорный. В одних источниках утверждалось, что память прошлой жизни исчезает в момент появления младенца на свет, другие авторы считали, что она сохраняется у ребенка до тех пор, пока на темечке не затвердевает родничок. Третьи предполагали, что картинки прошлой жизни начинают стираться по мере развития у ребенка речи. Вот и разберись!»

В восточных религиях существует теория перевоплощения человека после смерти в другое существо. Эта теория называется реинкарнация.

    -А как к этой теории относитесь вы?

Найдите в 1 части повести (на стр. 11) ключевые фразы. Зачитайте их. Ответить на этот вопрос вам поможет представленная на экране таблица:

 

1. Отношение жены к «философскому» бреду мужа.

2. Мысли, не дававшие покою Виктору.

3. Что теперь так изменилось в Викторе?

3. Изменился ли Санька?

 

    - Вспомните еще один эпизод, связанный с Санькой.

      Однажды, придя с работы, Виктор сел посмотреть телевизор. Хотел отдохнуть, расслабиться. Но жена Светлана попросила вынести ведро. Виктор сорвался: мол, закончится фильм - вынесу! И пошло, и поехало!.. И тут в дверях показался Санька. Он молча, в упор, смотрел на отца. (Стр. 12). «Смотрел не по-детски. Без любопытства, без страха. Серьезно, спокойно и даже с каким-то нажимом. Они с женой оба разом замолчали. А сын взял пустышку в рот и, унося с собой на маленьких плечах недетский укор, удалился в комнату». Виктор выключил телевизор, достал ведро с мусором и

- скорее на улицу.

   - Над какой философской проблемой размышляет автор в этой главе? (гл. «Виктор»). Обоснуйте свой ответ.

 

          (О взаимоотношении детей и взрослых. О взаимоотношении взрослых. Развитие духовного мира не зависит от возраста. Опыт - зависит, а возраст — нет. Взрослые могут изменить свои взгляды на жизнь, на воспитание детей под воздействием духовного мира ребенка).

 

Ты растворяешь привычные грани,

       Ломаешь свои пустые надежды,

    И в бесконечности мыслей сгораешь,

      Как звезды сгорают, падая в вечность.

 

   Хрустальным дождем небо заплачет,

       Смывая боль обожженных мыслей,

       Твои мечты ничего не значат,

 Черной тоской над тобой повиснув.

 

       Сколько будет еще попыток

       Спасти свою наивную душу,

Попыток исправить свои ошибки,

При этом сути своей не разрушив.

 

       Боль обжигает твои надежды,

       Ломает все твои начинанья...

       Холодным огнем озарилось небо,

       Пеплом горячим глаза застилая.

         А.С. Юрин

 

      -        Какова философская мысль II части, написанной от лица Мастера? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к двум эпизодам. Условно назовем их «Разговор с Петровичем» и «В охотничьей избушке».

 

                                     «Разговор с Петровичем»

 

- На что «купился» Александр, почему согласился на предложение Петровича отвезти Николая на остров?

 

         (Стр. 17). ( «Поможешь Николаю - три дня отгулов дам. Займешься своей яхтой, пока морозы не подступили»).

 

                                    «В охотничьей избушке».

 

 - Что произошло в охотничьей избушке?

       (В охотничьей избушке произошла трагедия. Николай после падения в воду тяжело заболел и умер).

 

      (Стр. 29). «Александр стал затаскивать на борт тело Николая. Только бы не уронить да не поранить чем! Неприятный звук трущейся о борт веревки протяжным эхом отдавался в пустой каюте. Ощущение было такое, будто «Кассиопея» стонет от ужаса. «Потерпи, милая,- прошептал он.- Иначе никак нельзя. Какой ни был, а человек. Последний долг отдать нужно». (Далее читает ученик: (стр. 30).    «Подгоняемая ледяным ветром, «Кассиопея» мчалась вперед, словно хотела убежать от всего этого ужаса. Но мертвое тело злорадно покачивалось на мягком диване каюты. На душе у Александра было так погано, что не помогали никакие молитвы. Мозг точила злая мысль: «Хотел из судна сделать храм для души — а возишь покойников». Горько вздохнул. Давно уже собирался освятить яхту, да все недосуг было»).

 

- Итак, сформулируем философскую мысль II части. Запишем ее в тетрадь.

 

        1.Александр начал свое творение, а не продумал, как будет его использовать. Человек должен думать, для чего он творит.

       2.      Когда строил яхту, мечтал о путешествиях, отдыхе. Поставил
перед собой высокую цель, а разменял себя в угоду низким интересам
.

       3.      «Хотел из судна сделать храм для души», а пришлось
перевозить покойника.

 

- Чем запомнился Александру первый шторм? (Стр. 34).

 

     (В тот день он вышел в озеро с компанией «крутых» питерцев на борту).

 

-              Почему Александр согласился везти питерцев? На какие «посулы» купился? Неужели случай с Николаем ничему не научил его?

 

(Стр. 34). (Случай с Николаем так ничему его и не научил. На этот раз Николаю пообещали достать заготовку на новую мачту. А мачта нужна была как воздух).

 

(Стр. 36). - Когда на борт поднялись девицы, внесли ящик водки и врубили на всю мощь музыку - Александр невольно стиснул зубы. Сердце сдавило тягостное предчувствие. И погода начала портиться. Отказать бы честной компании!

 

(Стр. 37). «А! Была не была! Авось пронесет. Мачта все-таки была нужна позарез».

Шторм разыгрался не на шутку. «Кассиопея» скрипела и стонала как в бредовом жару. Занемевшими от холода губами шептал, словно заклиная: «Потерпи, милая! Не склоняй головы! Ты ведь у меня сильная, я знаю»

 

-Откройте текст на стр. 39. Прочитайте со слов: «И вдруг в голове откуда

то пробилась странная...» до слов: «Значит, для чего-то было нужно!..»

 

-Когда шторм утих и был поднят грот - «вид женщины, вышитой на парусе, потряс так, что Александр тут же опустил глаза. Все лицо предательски пылало».

-Отчего так предательски пылало лицо «Кассиопеи»?

 

      (Александр опять изменил своей мечте. Материальные интересы взяли верх. Он не подумал: на благо ли людям поступает. А может быть, ревность заставила «Кассиопею» измениться в лице? 10 лет потратил Александр на строительство яхты, «приручил» ее. И теперь яхта ревновала Мастера ко всем и никого не терпела).

 

Питерские «толстосумы» отнеслись к Александру пренебрежительно. Мастер был для них пустым местом. Но после шторма отношение Старшого к Александру изменилось.

-              Найдите фрагменты, которые показывают, как изменилось отношение Старшого после шторма к Александру.

 

      (Стр. 43). «Знаешь, парень, я бы к тебе на следующий год приехал. Один, без этих «малокососов». Месяца на два. Хочу научиться под парусами ходить. Заплачу, сколько хочешь. Согласен?»

 

-              Почему изменилось отношение Старшого к Александру?

 

              (Старшой увидел в Александре духовную силу).

 

       -       Глава «Людмила» насыщена мистическими моментами. Найдите описания мистических моментов. Перескажите их. (См. текст на стр. 45, 49, 50, 51,52).

 

       -       После каких слов раздался звон разбившейся посуды? Почему именно после этих слов?

 

        («Самоделка — она и есть самоделка». В это время в окно светило созвездие. Будто Хозяин оттуда, сверху, наблюдал за всем происходящим на Земле. Естественно, эти слова глубоко оскорбили Мастера: 10 лет он потратил на строительство яхты, отказывая себе во всем, посвятил ей жизнь; всю свою любовь и душу отдал он ей).

 

       -       Какую роль играет мистика в повести? Как вы к ней относитесь?

 

   (Интересно. Слышали. Читали. Мистика (разг). - нечто загадочное, непонятное, совершенно необъяснимое).

  

       -       Вывод: все загадочное, необъяснимое повышает интерес к произведению. А верить или не верить в происходящее - право каждого из вас.

 

       -       Глава «Кассиопея». Какие фразы этой главы несут глубокий философский смысл?

Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем разговор Марии с Александром. Откройте текст на стр. 61 -62. Со слов: «- Саш! Ты только не смейся надо мной, ладно?..» до слов «Да?! - растерялся Александр.- Я просто шутил».

       -       Можно ли «материальное» поднять до уровня «духовного»?

 

(Да, можно. Это сделал Александр. Он «привязал» к себе яхту. 10 лет строил ее, разговаривал с ней, как с живой. «Трясся» над ней. 10 лет не имел женщины).

       -        Найдите фразу: «А помнишь, ты еще говорил, что можно поднять материальное до уровня духовного! И тогда вещь...». Почему здесь стоит многоточие? О чем не сказала героиня? Продолжите ее мысль.

 

(И тогда вещь превращается в живое существо, становится на один уровень с человеком. Человеку начинает казаться, что он ее любит, ненавидит, ревнует. И от этого страдает. Он еще больше привязывает себя к ней, огораживая себя от мира. Но человек не должен свои привязанности ставить на один уровень с вещью. Не должен. А ставит. И в жизни, к сожалению, есть много тому примеров).

 

- Итак, сформулируйте философские мысли II части повести. (См. диск).

- Какие фрагменты рассказывают о страданиях яхты после гибели Мастера?

 

Стр.67. Со слов: «А потом про яхту будто забыли, все разом, надолго, до поздней осени...» до слов: «Но ей не суждено было сгореть».

 

-              Чему научили яхту звезды?

 

Стр. 67. «Звезды научили ее внимать каждому звуку, каждому движению каждому отблеску лунной ночи и понимать значимость того, что происходит вокруг. Потому как без причины не вскрикнет и чайка, парящая над водой, не утихнет волна, не засвистит шальной ветер. Мир словно перевернулся, сместив с привычных точек полюса. Ко многому «Кассиопея» теперь уже относилась по-другому».

             (Звучит музыка Н.Б. Васильевой. См. диск).

 

       -       Почему было суждено погибнуть Мастеру? Как это можно обосновать с философской точки зрения?

  

(Стр.  59 — 60.  1. Мастер сам построил себе мысленную программу.

(«В третий раз мне это так с рук не сойдет!»).

2.«Приручил» яхту: она ревновала его ко всем, не терпела никого. Слишком много внимания Александр уделял ей (поднял «материальное» до уровня «духовного»).

3.У Александра не было четкой цели. Влюбился - и яхта стала не нужна. О плавании не думал. Выработал свою идею. Остановился. А, с философской точки зрения, нужно было идти дальше. Горизонты мечты Мастера были сужены.

4.Могли сложиться так обстоятельства. Все начало действовать против него: ударил сильный порывистый ветер, ветер ударил в паруса, и яхта стремительно помчалась прочь от Хозяина, девушка, которая осталась на яхте, не умела управлять судном, потому и не смогла оказать помощь, спасти любимого).

 

- Кем станет Санька, сын Виктора, когда вырастет? (Стр. 80, последний абзац).

 

- Человек, когда приходит в эту жизнь второй раз, имеет другие задачи и никогда не повторяет прежнего жизненного пути.

  

II.    Итог урока.

        -       В чем видят герои повести свое предназначение в жизни?

 

       -       Александр - жертва или виновник трагедии? На этот вопрос вам предстоит письменно ответить дома.

  

Категория: В помощь учителю | Добавил: SHARP[rus] (12.02.2012)
Просмотров: 1711 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]