MENU
Главная » Статьи » В помощь учителю

Разбор повести "По прозвищу Гуманоид..."


                                  

Ход урока (Слайд "3)

            1.  Организация класса.    (1 мин)

                                         2. Слово о писателе.          (2 мин)

 

                  Надежда Борисовна Васильева родилась в Ленинграде в 1954 году. По профессии – учитель иностранных языков, долгое время преподавала в школе. Работала в сфере туризма, в области культуры, координатором международных проектов.

Является членом  Союза российских писателей.

Живёт в г. Петрозаводске.

Очерки,  повести и рассказы печатались в журнале «Север», в сборниках «Зорька», «Встречи», в журналах «Карелия» и «Кипиня» (на финском языке), в московских и региональных литературных журналах, в журналах и сборниках Германии, Норвегии, Финляндии, Швеции, а также в антологии писателей стран Баренцева региона, изданной на 6 языках северных народов.

Проблемы, которые поднимает автор, злободневны и интересны сегодняшнему читателю: это вопросы нравственности, совести, это жизнеутверждающие идеалы, которых так не хватает в наши дни.

Надежда Борисовна Васильева обладает самобытным видением мира, склонна к философскому его осмыслению, стремлению постичь глубинную суть вещей.

Повести и рассказы писателя обращены к юношеству, правдивы и достоверны, несут большой воспитательный заряд.

Её творчество всегда находит живой отклик и участие в душе читателей.

Надежда Васильева является лауреатом премии Главы Правительства Республики Карелия - «Сампо» (2007г) -  за создание книги «Етишкина жизнь!..» и награждена «Премией педагогического признания» (Диплом II степени в номинации «крупные формы») по итогам всероссийского конкурса «Добрая Лира» за произведение «Гуманоид».
Переизданная книга «По прозвищу Гуманоид…» получила Диплом
II премии в номинации «Лучшая книга для детей и юношества - 2007». Повесть издана в издательстве «Лема» (Санкт-Петербург 2008г) в трёхтомнике собрания произведений лауреатов литературно-педагогического конкурса «Добрая лира».

(Слайд №4)  3. Обсуждение повести Н.Б. Васильевой «По прозвищу Гуманоид…».

 

   Проблема отцов и детей существовала всегда,  она нашла свое отражение во многих произведениях русской классической литературы: в комедии «Недоросль» Фонвизина, в «Горе от ума»  Грибоедова, в повести «Станционный смотритель»» Пушкина, в романе «Отцы и дети» Тургенева. Обращается к этой теме и Надежда Васильева в своей повести «По прозвищу Гуманоид…».

Конфликт между поколениями имеет две стороны: нравственную и социальную.

Нравственная сторона конфликта по своему характеру более трагична, чем социальная, ибо задевается душа человека, его чувства. И предотвратить эту трагедию бывает очень сложно. Но любовь, терпение, мудрость и доброта способны исцелить человеческую  душу,  привести к гармонии и взаимопониманию, потому что  именно на этих «китах» держится  и процветает семья. И прав был Лев Николаевич Толстой, когда говорил: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

 

(Слайд№5) - Кто такие гуманоиды?

(Гуманоиды - человекоподобные существа, живущие в других измерениях или обитающие на других планетах).

(Слайд №6) -Почему   Митькин отец   за глаза    прозывал   деда    Гуманоид?  (1мин)

(Слайд №7) - Что вы можете рассказать о взаимоотношениях деда, отца и   внука? (2мин)

(Слайд №8) -В чем причина конфликта трех поколений в повести Надежды Васильевой  «По прозвищу Гуманоид»? (3 мин)

                 ( Причина заключалась в том, что отец и дед «никогда не могли состыковаться» друг с другом. Отец ревновал Митьку к деду, считал, что дед оказывает плохое влияние на внука, постоянно делал ему замечания. Митька, по словам отца, деду в рот дышал, «таскался» за ним, как поплавок. Дед не обижался на отца, в ответ на его замечания  всегда улыбался и очень любил Митьку).

  Как видим, одной из главных причин конфликта является  ревность.

 Другая  причина заключалась в том, что ребенок  чувствовал  «холодок»  со стороны отца к деду,  «видел» его «нападки» на деда и  не понимал, почему взрослые «не слышат» друг друга. Отец очень хотел удержать сына  возле себя, но не мог этого сделать.

  Почему же  мальчишка тянулся к деду, а не к отцу? Чем  дед так притягивал к себе Митьку?  В первую очередь, дед притягивал к себе Митьку своим крепким духовным стержнем: терпимостью, уверенностью, добротой, честностью, доброжелательностью, тактичностью. Всю мудрость, накопленную за жизнь, передал он внуку. В чем  проявлялась эта мудрость?  А проявлялась она в следующем: во-первых, жил дед  по законам природы. По законам природы учил он жить и Митьку.

(Слайд №9) - Найдите в главе  «Разборки» фрагменты, которые рассказывают о том, чему учил Митьку дед? (2мин)

(Слайд№10)  1)  «Никогда не стремись быть первым, Митька. Знай: свой гриб всегда найдешь. И в любом деле так. Упаси тебя Бог в жизни от жадности, зависти да конкуренции какой. Бери в лесу столько, сколько тебе надо, не больше. Бидончик ягод, лукошко грибов. И тогда жизнь не в муку, а в радость. И всем добра хватит: и людям, и птице, и зверью».

(Слайд№11)  2) «Ничего нет в жизни красивее и разумнее самой природы. В лесу да в поле от каждой болячки травка есть». «Каждая живность свой уклад имеет. Хоть пчел возьми.

Они человека, знаешь, как чувствуют. Если душа не в гармонии – близко к улью не подойдешь».

(Слайд№12)  3) «Муравьи опять же. Такой высокой организации совместного жительства любое государство позавидовать может».

(Слайд№13)  4) «А птицы? Ты посмотри, как они разумно на юг по небу летят! Без слов друг друга понимают».

(Слайд№14)   5) «А животные? У меня вот сустав правый болит. Заметь, кошка наша всегда к моему правому суставу жмется. Потому как кошки энергетику негативную в себя впитывают. Не веришь? Ей – богу! Лечат!».

Во-вторых, материальное благосостояние ничуть не привлекало деда. Он был доволен своей жизнью.

(Слайд№15)- Найдите в главе «Остров откровения» фрагмент, который подтверждает эти мысли. (2мин)

(Слайд№16) («Я имею все, что хочу. И дом у меня есть, и жена справная, и работа любимая, и корова, и пчелы, и сад, и лодка на берегу. Ни в холоде, ни в голоде. С протянутой рукой не стою. А внуки у меня какие! Да ведь за одно то, что ты у меня есть, я Богу до конца дней своих должен поклоны бить! Ты ведь, Митька, продолжение меня. Не каждому на долю такое счастье выпадает»).

- Как видим, дед   жил по законам природы, для него превыше всего были ценности духовные.

- Какие ценности на первом месте стояли у отца?(1 мин).

(У отца на первом месте стояли ценности материальные. Он был работником банка, он - представитель другого времени и других социальных условий.  «Такими руками деньги не считают»,- говорил он сыну и очень хотел, чтобы Митька стал преуспевающим человеком, пошел по его стопам).

- Ребята, как вы думаете, что  необходимо для того, чтобы представители трех поколений  (дед – отец - внук)   смогли услышать и понять друг друга?(3 мин)

(Для того чтобы представители трех поколений смогли услышать и понять друг друга, у них должны быть одинаковые жизненные ценности. Дед и отец – представители разных поколений. У них разные жизненные ценности, поэтому они не могут услышать и  понять друг друга).

Разное время диктует разные законы, поэтому не понимают  два взрослых человека, представители двух разных поколений друг друга.  Возможно, дед с отцом и  не вышли бы на конфликт друг с другом, если бы между ними не стоял Митька. Началась борьба за его душу.

 Внуку больше нравился образ жизни деда. Ребенок понимал деда лучше отца. Для подростка идеалом  был дед, а не отец- банкир.

Митька чувствует «холодную» войну между отцом и дедом и не может простить отцу его «несовершенство». Отсюда – конфликт мальчика с отцом. И дело совсем не в возрасте, а в уровне развитости внутреннего мира человека. Внутренний мир деда был намного богаче внутреннего мира отца, поэтому-то и тянулся Митька к деду.

Этот конфликт поколений  являлся первой сюжетной линией в повести.

Теперь попробуем разобраться в следующих вопросах: какую пользу принесло подростку общение с дедом? Смог ли Митька в результате такого общения повлиять на внутренний мир отца?

(Слайд№17) -В главе «Дорога» есть фрагменты, которые показывают, как характеризует своих соседей по деревне дед. Найдите и зачитайте их. (2мин)

(Слайд№18) («Дед Михей, хоть и злоупотребляет малость,- шутник и балагур, каких поискать.
У бабы Нади – Божий дар с людьми ладить. У Григория Павловича – ума палата.
К нему вся деревня за советом ходит. Василий Петрович – с большим достоинством человек. Всю жизнь в депутатах. Баба Тоня – труженица великая.
Весь вдовий век одна в деревне жила, а и в доме, и в огороде, и в хлеву такой порядок.
Все будто языком вылизано. Ни одна вещь как попало не брошена.
И молоток, и пилу в руках держать умела. Дед Филька – добрая душа,
каких мир еще не видывал. Кому в чем нужна помощь –  к нему идут.
Никому не откажет. Ему каждый в деревне за версту рукой машет, приветствует»).

(Слайд№19) - А  как отзывается о своих одноклассниках Митька? (1 мин)

(Слайд№20) («Цыганков – хвастун, каких свет не видел. Птицына – скупердяйка,у нее снега зимой не выпросишь. У Маркова один принцип: сила есть – ума не надо. Забродина -  только собой и любуется целыми днями, только на себя в зеркало и пялится. Если какой прыщик на лице вскочит – уже и в школу не идет, лечится. В общем, у каждого что- нибудь»)

 (Слайд№21)  -Чем отличаются эти характеристики? (2 мин)

 (Слайд№22) («Во всех деревенских умел дед отыскать какие – то достоинства.
Митька как-то на дедов манер пробовал одноклассников  по косточкам разобрать. Но «у всех  одноклассников недостатки, как ни крути,  так и лезли, словно мидасовы уши»).

                Таким образом, об одноклассниках Митька  отзывался плохо, а дед в односельчанах видел только хорошие качества.  Оказывается, добро и зло уживаются в человеке, и надо лишь  помочь человеку развить это доброе начало.

 Но Митька вначале не понимал этого, вот и навешивал ярлыки своим одноклассникам. Дед научил внука искать во всех людях свою изюминку. Совсем скоро слова деда: «Умей, Митька, в каждом человеке найти что-то хорошее. Заметишь – и это хорошее будет развиваться» -  дадут  свои всходы.  Произойдет это в Болгарии (там Митька  вместе с отцом отдыхал  по путевке).

(Слайд№23) - Кто такой Бегемот? (2 мин)

           (Так Митька прозвал мужчину, который вместе с ними отдыхал на юге).

Вначале полностью не принимает Митька случайного «попутчика».

-За что мальчишка не понимает и не принимает  Бегемота?

(«Что хорошего, к примеру, может быть в Бегемоте? Обрюзгший, жирный! А как перегаром от него разит! Взгляд до того дебильный – смотреть тошно! Говорить начнет – так пошлостью и брызжет».  Не принимает  за то, что «новый знакомый»  отца постоянно «дергал»: то приглашал на танцы сходить, то пивка попить. И  это все страшно не нравилось мальчику).

Появляется новый «мужской»  треугольник: Бегемот – отец – Митька. А это значит, что появляется новый конфликт. Теперь уже Митьки с отцом и Бегемотом. (Взаимоотношение мальчика с Бегемотом  является второй сюжетной линией повести).

(Слайд№24) - За что Митька ударил Бегемота  в главе «Сон в руку»? (3 мин)

(В главе «Сон в руку» Митька «изо всех сил ударил Бегемота кулаком по толстому брюху», ударил за то, что тот пошло отозвался о девочке, с которой Митька познакомился на пляже и которую успел полюбить).

 Этот эпизод является кульминацией во взаимоотношениях подростка и взрослого человека. Бегемот на Митьку за этот поступок не обижается, злобу на него не таит.

 И Митька меняет свое отношение к Бегемоту, потому что вспомнил  слова деда: «Умей, Митька, в каждом человеке найти что-то хорошее. Заметишь – и это хорошее будет развиваться». Задается мальчишка   вопросом: а что бы хорошего нашел в Бегемоте дед?  Он стал искать это хорошее и вскоре изменил свое отношение к Бегемоту.

- Какой эпизод подтверждает, как изменилось отношение Митьки к Бегемоту? (3 мин)

(Подтверждением этому является эпизод, когда на станции, на обратном пути домой, покупает дядя Жора  у старушки яблоки.

« - Бабуль, почем яблочки? – поинтересовался Бегемот…

- По двадцать рублев продавала. Бери, сынок, подешевле отдам. С утра уж стою…

Отец толкнул Бегемота в бок.

- Вон там по пятнадцать женщина продает. И сорт лучше.

- Я этих хочу! – почему-то вдруг разозлился Бегемот и протянул бабуле полтинник. – На, бабуль, и сдачи не надо.

- Да што ты, сынок! Куды ш мне стольки?

- Бери, бабуль, бери! – А у самого голос дрожит.

(Слайд№25) - Найдите в тексте ответ на Митькин вопрос: «Дядя Жора, а ты за что так стариков любишь?»(2 мин)

           (Когда вернулся в купе, Митька зачем-то спросил:

- Дядя Жора, а ты за что так стариков любишь?

(Слайд№26)  - Потому что они добрее, мудрее, чем мы.
Посуди сам: зачем старику хитрить, когда ему уж скоро перед Богом ответ держать. Если бы мы, Митька, стариков больше слушали, лучше бы жили!
И не было бы у нас столько проблем»).

Впервые в этом эпизоде называет Митька Бегемота по имени. Прозвище осталось в прошлом. И главное здесь – снова проявляется дедов стержень. Митька увидел в дяде Жоре то хорошее, за что дед мог бы похвалить его, дядю Жору.

 Значит, слова деда дали свои ростки. Нельзя ярлыки навешивать на человека, надо попытаться найти и хорошие стороны его характера.

Отец, когда увозил сына с собой отдыхать на юг, думал, что эта поездка сблизит их. А конфликт стал еще глубже.

Однажды отец за то, что сын пришел в номер  поздно, « подскочил к Митьке и хотел, было, уже смазать ему по затылку, но Митька так взглянул на него, что отец опешил и замахнувшаяся рука медленно опустилась вниз. Хлесткие «эпитеты» застряли в горле».

(Слайд№27) - Почему отец, готовый ударить Митьку, опешил и опустил руку? (2 мин)

(Слайд№28) («Отец подскочил к Митьке и хотел, было, уже смазать ему по затылку, но Митька так выглянул на него, что отец опешил и замахнувшаяся рука медленно опустилась вниз. Хлесткие «эпитеты» застряли в горле. А Митька, не спеша, словно боясь расплескать решимость и достоинство, пошел в ванную. Взглянул на себя в зеркало и сам удивился. На него смотрел не Митька, а совсем взрослый мужчина. Таким Митька себе понравился и даже подмигнул этому зеркальному отражению. Так держать! Митька и раньше никогда не вступал в словесную перепалку с отцом, когда тот сотрясал воздух неблагозвучными словосочетаниями в его адрес. Этому научил его дед. «Цени свои слова, Митька, - говорил дед. – И знай, умные люди в основном разговаривают глазами. Язык человеческого взгляда понимают все»).

Под влиянием духовного стержня сына, который заложил в мальчике дед, меняется поведение отца.  Митька  одержал победу.  Отец становится на путь истинный:  перестал ходить на танцы, пить пиво по вечерам, развлекаться с женщинами. Стал больше внимания уделять сыну.

Таким образом, общение с дедом принесло Митьке огромную пользу. Он унаследовал от деда  крепкий духовный стержень: мудрость,  терпимость, доброту, светлый взгляд на окружающий  мир. И этот духовный стержень помог герою в дальнейшем повлиять на внутренний мир отца и  одержать победу над слабостями взрослых.

Митька повзрослел. Теперь он так смотрит на отца, что тот замолкает. Момент прошел, когда можно было кричать на подростка, оскорблять его, унижать.

На взросление Митьки повлияла и встреча с Ритой. (Взаимоотношение Митьки и Риты – это третья сюжетная линия повести).

 Выясним, каким делает человека настоящая любовь. (1 мин)

Переходный возраст... Не случайно этот период в жизни считается одним из наиболее сложных: хочется почувствовать себя независимым, самостоятельным, взрослым.

Извечный конфликт отцов и детей, разрешить который не удалось ни одному поколению, обостряется именно в этот период, когда дети взрослеют, постигают азы взрослой жизни.  Именно в это время дети-подростки становятся особенно уязвимыми, ранимыми, чувствительными, хотя и пытаются это всячески скрывать. Вместе со стремлением к независимости и свободе подросток сталкивается с неизвестностью и незнанием. А ведь в этом возрасте приходит первое, волнующее, пока еще незнакомое чувство — любовь.

- При каких обстоятельствах произошло знакомство Митьки с Ритой?

(Знакомство с Ритой произошло на пляже случайно).

- Как развивалась их дружба?

Отъезд Риты Митька тяжело переживает.

 (Слайд№29) -  Что чувствовал он, когда девочка уехала? Найдите фрагмент, который (1 мин) рассказывает о Митькиных переживаниях после отъезда Риты?

 (Слайд№30) (После отъезда Риты окружающий мир изменился  в Митькиных глазах.  Митька   очень переживает расставание с Ритой).

«На море Митька не пошел. Лежал поверх покрывала на постели целый день. И даже обед пропустил…  К вечеру на душе у Митьки сделалось и вовсе погано, и слезы были близко-близко. Все вдруг померкло, стало неинтересным, хоть волком вой. И даже цикады не успокаивали, а еще больше бередили душу. Их стрекотание только усиливало Митькину хандру. И снова захотелось в деревню к деду».

(Слайд№31) - Как изменился окружающий мир в Митькиных глазах?

(Слайд№32) «На другой день солнце светило так же ярко, как и все эти две недели, а Митьке казалось, что в природе что-то произошло…  Море было все таким же теплым и вальяжным, но долго находиться в воде не хотелось. И это «не хотелось» со всех сторон обложило Митьку. Куда ни кинет взгляд – все тускло. И даже когда Званэк пригласил его на концерт знаменитого на весь мир иллюзиониста мистера Сенько, особых восторгов это у Митьки не вызвало»).

(Слайд№33) - Как встреча с Ритой повлияла на Митьку?

(Чистые, романтические отношения, первые чувства сделали Митьку еще старше, придали ему силы. И это помогает ему в конфликтном треугольнике Бегемот – Отец – Митька  уже одному одержать победу.. Он стал совсем взрослым, и понимает это.  Позднее мальчишка   скажет не раз: «Это было тогда, когда я был маленьким». Теперь Митька большой. Любовь к Рите помогла подростку стать  уверенным, бесстрашным, духовно сильным).

Но друзья обменялись адресами. И есть надежда, что эта разлука будет недолгой, несмотря ни на что. Митька и Рита обязательно еще встретятся!

(Слайд№34) -Почему Митьке не нравилась жизнь на курорте? Прочтите строки, подтверждающие ваш ответ (глава «Тет-а-тет»).

(Слайд№35) (Митьке не нравилась жизнь на курорте. «В деревне была настоящая жизнь. А здесь, на курорте, все казалось Митьке игрушечным. И эти шезлонги, и пластиковые
стульчики, и бассейн для детей, который пустовал без дела, потому как даже маленьким детям интереснее походить по настоящему песку, побросать в морские волны настоящие камушки. И даже колесо обозрения не шло ни в какое сравнение с лабазом, который был построен дедом на четырех, росших близко друг к другу, соснах»).

Очень хотелось Митьке поскорее вернуться к деду, рассказать ему о Рите. С нетерпением ждал он отъезда домой.

Начало и конец повести связаны между собой. И связывает их символичный образ рыжего муравья, которым начинается и заканчивается повесть.

(Слайд№36) - Для чего дается образ рыжего муравья в начале и в конце повести?

(В начале повести Муравей оказывается под каблуком у учительницы и чуть не погибает. Митька спасает его. Он «подскочил, подобрал с пола какой-то фантик, посадил на него муравья, спокойно подошел к открытой форточке и осторожно выбросил в нее рыжего скитальца».  Так и мальчишка находится во время тяжелого разговора в присутствии отца «под каблуком» у учительницы. Кто спасет  Митьку?

В конце повести Митька борется с отцом. «Клубком катались по полу два слившихся в одно тела. Беззвучно смеялись две пары глаз, и разрумянились щеки от азартной борьбы: кто кого положит на лопатки. И вдруг – возглас отца:

- Стой! Замри! А то раздавишь муравья!

Тяжело переводя дух, Митька сел на полу. Чего это он?  А отец, оторвав от газеты уголок, заботливо подсаживал на бумажку рыжего скитальца».

Отец замечает муравья и  спасает его со словами: «Лети, бродяга!».

 Этот эпизод является символическим.   Теперь отец  как бы замечает сына, который совсем еще недавно был таким же маленьким и беззащитным, как этот муравей.

«Митька даже покачал головой – как давно это было! Будто прошло с тех пор не три месяца, а три длинных года!  В общем, было это…было это… когда был маленьким!»

А теперь сын вырос. Вырос духовно, благодаря тем зернышкам, которые посеял в душу внука дед).

Дед настолько глубокий человек, любимый Митькой и любящий Митьку, что даже смертью своей  делает великое дело.

(Слайд  №39) - Какой сон приснился Митьке в поезде?  Как вы понимаете этот      сон?

   Теперь попробуем понять, как влияет на развитие внутреннего мира ребенка первый опыт столкновения со смертью.

(Слайд №40) - Как отец переживал смерть деда? Прочтите строки, подтверждающие ваш ответ (глава «Мир рушится»).

(Слайд №41) «Отец очень переживал смерть деда». Он, «как-то совсем по-мальчишески, закрыл мокрые глаза рукавом, отвернулся лицом в угол, и плечи его стали мелко вздрагивать. Митька впервые видел, как плачет отец»).

«- Я завтра уезжаю. На работу надо, - не глядя на Митьку, произнес отец. – Ты…в деревне останешься или со мной в город поедешь? – и напряженно ждал Митькиного ответа.

- С тобой, - сказал Митька. Сказал спокойно и твердо, как само собой разумеющееся. И был удивлен реакцией отца. Лицо у того вдруг сделалось по-детски счастливым. И он даже не пытался это скрыть.

- Вот и отлично! Знаешь, я так привык к тебе за эти три недели! Не хочу один оставаться. А в выходные снова в деревню приедем, да? Баню стопим. Научишь меня париться?

                Митька моргнул глазами. Согласился. Ему почему-то снова показалось, что он старше отца и намного. Надо будет когда- нибудь его на утреннюю рыбалку с собой взять, что ли. А то ведь он со своими финансовыми делами настоящей жизни почти и не видел.

Эх, да-а-а!»

Примирение наступило тогда, когда  Митька увидел, как искренне переживает по поводу смерти  деда отец. Пережив эту трагедию, Митька очень повзрослел, стал смотреть на  мир другими глазами. Другими глазами он стал смотреть и на отца.

(Слайд № 42)   Как видим, первый опыт столкновения со смертью также оказал большое влияние на развитие внутреннего мира ребенка. Митька еще больше повзрослел и окреп.

(Слайд №43)  - Почему Митька не остался в деревне, а поехал с отцом в город?

(В этом эпизоде проявляется мужская солидарность. Митька уезжает в город с отцом. Теперь Митька начинает заботиться о нем. Это до слез трогает отца.  И снова Митьке кажется, что он старше отца. А это все из-за внутреннего стержня, унаследованного от деда).

Символичным  в повести является и голос деда. Вообще, люди слышат голос умершего человека. Это не мистика, это реальность. Такое бывает в жизни. Голос умершего человека часто передает душевное, духовное состояние человека. И Митька слышит голос души деда.

(Слайд №44) «Дед стоял перед ним в каких-то необычных белых одеждах. «Я ухожу, Митька, - задумчиво сообщил он, не открывая рта, как-то одними глазами. – Очень-то не горюй. Если захочешь со мной поговорить, позови, я приду». И исчез, словно растворился».

Митька  понимает,  что мог бы сказать дед в той или иной ситуации.

«Не обижайся на отца»,- говорит дед  Митьке, когда является ему после смерти. Дед уходит в мир иной, как бы понимая, что нужно Митьку передать отцу. Своим уходом из жизни он делает последнее Митьке добро: сближает отца и внука. Да дед и при жизни защищал отца. Никогда не говорил о нем плохо. И вот теперь Митька многое понял. Да и отец многое понял. Он тоже очень глубоко переживает смерть деда.

 Деда нет, а голос и добрую память о нем пронесет Митька  через года.

(Слайд №45) -Почему автор повести дает такой оптимистический конец?

(Конец повести оптимистичен, несмотря на трагедию.  С отцом Митька помирился. По приезде в Петрозаводск с радостью прочитал по «электронке»  присланное письмо от Риты.

«Тебе привет от Риты»,- говорит он деду и слышит его голос. 

« А как же! - зазвучал в голове родной голос деда. – Приедет, покажи ей все наши заветные места. Ключ от лодки у меня над дверью в предбаннике. Плывите с Богом!»).

И то, что отвечает дед – также символично.

Большая жизнь открывается перед детьми. И эту жизнь как бы дает дед.

Ключ-символ счастья.

Лодка – символ жизни.

Вода – река – передает жизненную информацию. Река и есть тот жизненный путь, по которому предстоит пройти молодым.

 Все меняется в этом мире, и только общечеловеческие нравственные потребности остаются неизменными.

«Яблочко от яблоньки далеко не падает» — гласит старинная русская пословица. И плохое, и хорошее наследуют дети от своих родителей. И очень важно, чтобы хорошего было больше, чем плохого. Тогда, может быть, исчезнет зло, и воцариться на земле гармония и любовь!

 4. Итог урока.

- Что необходимо для того, чтобы представители трех поколений  (дед  -  отец - внук)   могли слышать и понимать друг друга?

(Для того чтобы представители трех поколений могли слышать и понимать друг друга, у них должны быть одинаковые жизненные взгляды и  позиции).

- Какую пользу принесло подростку общение с дедом? Смог ли Митька в результате такого общения повлиять на внутренний мир отца?

(Общение с дедом принесло Митьке огромную пользу. Он унаследовал от деда  крепкий духовный стержень: мудрость,  терпимость, доброту, светлый взгляд на окружающий  мир. И этот духовный стержень помог герою в дальнейшем повлиять на внутренний мир отца и  одержать победу над слабостями взрослых).

- Каким делает человека настоящая любовь?

(Настоящая любовь делает человека уверенным, бесстрашным, духовно сильным).

- Как влияет на развитие внутреннего мира ребенка первый опыт столкновения со смертью?

         (Первый опыт столкновения ребенка со смертью влияет на развитие  его внутреннего мира:  Митька еще больше повзрослел и окреп).

(Слайд №46) - Чему научил дед Митьку?

5. Задание на дом.

(Слайд №47) - Приведите примеры мудрых слов деда, которые оставили в Митькином сердце и в вашей памяти добрый след. Запишите их в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: В помощь учителю | Добавил: NBV (12.02.2012)
Просмотров: 5404 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]